Пермь - мать проектов и кладбище традиций?

   
   

Когда верстался №20 "АиФ-Прикамье", на сайт поступило сообщение, которое вполне можно назвать самостоятельным мнением. Автор - Софья Горшкова. Не знаю, псевдоним или настоящее имя. Но разговор пошел интересный. Если хотите - присоединяйтесь. А мы в ближайшее время выставим те фотографии, которые Софья любезно предоставила для нашего сайта в отдельной фотогалерее "Традиционный фестиваль авторской песни Перми". Вот ее письмо.

Наступает май, в это время традицонно проводится в Перми вестиваль авторской песни. История фестивалей уходит в восьмидесятые прошлого века. Можно сказать, фестиваль проживает настоящую полноценную жизнь. Ему уже двадцать восемь лет. Больше, чем четверть века.

Старожили помнят, как обменивались записями на больших магнитофонных бабинах. Тогда невозможно было зайти в компьютер и скачать музыку. Музыка, песни записывались прямо на поляне перед колонками, установленными на сцене. Не было телефонной связи, никто не мог тебе прислать на поляну СМС - встречи назначались однозначно и железно - на поляне под алыми парусами.

Перестроечное время изменило многое, если не все, но неизменным осталось одно. Объединившись, ребята из КСП ППИ и клуба Дворца Свердлова смогли сохранить традицию. Правда, место, где проводится фестиваль, теперь обозначается другой точкой на карте. Да гости, участники и зрители фестиваля теперь сообщают друг другу о приезде не по телефону и не лично, а пишут в контакте, в одноклассники, телефоны рассылают СМС, тексты по почте и icq, смайлики которых улыбаются и голосят: "Такого-то числа на таком-то месте. Ты едешь? Я - да. Будут...." И далее перечисления, списки тех, кто действительно приедет. Эти новости ждут, принимают с радостью и передают дальше. Система ОБС - "одна баба сказала".

Программы всех фестивалей составлены были тщательно и вдумчиво. День в день, час в час, минута в минуту. На сцену - самое качественное и интересное. Для тех, кто хочет поучиться - мастерские и беседы у костра.

Романтика семидесятых сменилась тревожным прагматизмом нашего времени. Но, несмотря на то, что над поляной раздаются трели nokia, samsung,sony, а магнитные бабины сменились  mp3-форматом, да и фото теперь можно скачать бесплатно после фестиваля с социальных сайтов, а новости прочитать в RSS-лентах, удивительная атмосфера царит над поляной. Этим людям не нужен переводчик. Они говорят на одном языке - на языке песни.

Интернет пестрит статьями по поводу того, сможет ли фестиваль авторской песни стать настоящим бизнесом. Бизнес - это когда прибыль есть. Наши фестивали убыточны. И всегда существовали за счет государства и тех людей, которые их проводили. Сегодня, в системе грантов, конкурсной основы, тендеров фестиваль может оказаться на грани вымирания. Конкурс может выиграть тот, кто не сможет правильно провести фестиваль, но знает, как организовать рекламу. Теперь реклама - движитель прогресса. Подобные игры могут погубить традицию, лишить молодежь, которая тянется к высоким словам Окуджавы, а не к низкопробной литературе и пустой музыке, важной поддержки, способа проявить свои способности, завязать знакомства  с "братьями по разуму". Мы уже писали о конкурсе Булата Окуджавы, который собрал весь город: школы, училища, взрослых авторов, профессиональных музыкантов и сильных поэтов. За эти годы, как говорят специалисты, выросла настоящая школа авторской песни Прикамья, родилось много самородков - ансамбль "Берег", Григорий Данской, Наталья Ончукова, ансамбль под управлением Евгения Матвеева, переченьимен можно продолжить.

Проекты, о которых я говорю, не так масштабны и ярки, как те, которые финансирует правительство. Но они не менее значимы, чем "Пилорама" и "Камва", менее амбициозны и менее сыры, чем "Сердце Пармы", не так затратны, как "Дягилевские сезоны", но не менее значимы, чам все перечисленные. Фестиваль под Кунгуром собирает людей из Кирова, Челябинска, Ижевска и Казани, Набережных Челнов и Москвы. Гостями пермяков были карагандинцы, куряне, архангелогородцы, сибиряки и северяне, даже ребята из Канады и США.

Но сегодня этот пласт культуры держится на энтузиазме тех людей, которые его проводят и вкладывают в него собственные средства и технику, и рискует быть забытым и закрытым.  Ситуация такова. Я предлагаю продолжить этот разговор. Разговор о живой традиции, которую могут похоронить.    

 

   
   

Смотрите также: