За последние 20 лет с лица прикамской земли исчезло более 60 духовых музыкальных коллективов. А Пермский губернский оркестр остался. Это один из немногих творческих коллективов города, в исполнении которого можно услышать как военные марши, так и саундтрек из фильма «Пираты Карибского моря». И эксперименты в творчестве, казалось бы, консервативного военного оркестра, смотрятся вполне гармонично.
Художественный руководитель Пермского губернского оркестра Евгений Тверетинов поделился с журналистом «АиФ-Прикамье» секретом управления военными музыкантами, а также рассказал, какая музыка для него – табу.
Между молотом и наковальней
«АиФ-Пермь»: - Оркестру 70 лет, из них последние 34 года вы являетесь его художественным руководителем и дирижером. Никогда не возникало желания уйти?
Евгений Тверетинов: - Такие мысли всегда посещают любого творческого человека, особенно в период становления. Искусство в армии приживается очень сложно. Когда я был ещё старшим лейтенантом, был настроен на поднятие культуры в воинских массах. Но сталкивался с тем, что это не востребовано. Сами музыканты были незаинтересованы в своей работе. А командованию безразлично творчество в оркестре. Поэтому юный дирижер всегда находится между молотом и наковальней: музыкантам-шалопаям ничего не надо, а сверху давят – нужна воинская дисциплина. Творчество никому неинтересно. Поэтому в молодости было острое желание бросить все к чертовой матери и уйти работать лесником. Чтобы не видеть людей вообще. Но, слава богу, критический момент прошёл, и об этом я вспоминаю с иронией. И только сейчас, проработав более 30 лет, я получаю удовольствие от той работы, которой занимаюсь. Когда твои мысли реализованы и в глазах зрителей ты видишь добрую светлую улыбку – это высшая степень удовольствия от этой профессии.
«АиФ-Пермь»: - Раскройте секрет управления военным оркестром – коллектив не из простых.
Е. Т.: - Я с 11 лет ношу погоны (с Суворовского училища), воспитывался в жёстких армейских рамках, где слово «демократия» понималось как выполнение своих обязанностей на высоком профессиональном уровне. И той демократии, доходящей до анархии, в некоторых творческих гражданских коллективах, я не приемлю. Поэтому все люди, которые приходят в наш коллектив, знают мою позицию. Моя позиция жёсткая по отношению к разгильдяям, пьяницам и людям «с гнильцой».
Каждый музыкант – это особая личность. Я с большим уважением отношусь к своим сотрудникам, но хвалю их очень редко и ставлю им почти всегда «три с минусом». Но считаю, что истинную оценку должны ставить зрители. И если приходят наши поклонники на концерт – значит, мы их не разочаровали в прошлый раз. Мой заместитель и самый надёжный помощник Андрей Гончаров сутки проводит на работе, Андрей Петухов – музыкант высочайшего профессионального мастерства, хореограф Яна Гуничева – строгий и требовательный профессионал. Вячеслав Третяк ежедневно приезжает на службу из Добрянки, Павел Трапезников и Сергей Хомутов – из Краснокамска! Такие люди и составляют основу нашего коллектива – и профессиональную, и человеческую. И даже юные музыканты, которые приходят к нам работать, становятся украшением коллектива. Поэтому хочу сказать слова благодарности всем музыкантам к юбилею оркестра.
Рок-музыка вызывает агрессию
«АиФ-Пермь»: - Вы лично как относитесь к музыкальным экспериментам?
Е. Т.: - С большим интересом. Новое поколение не имеет представления о духовом оркестре. Моя задача – популяризировать жанр духовой музыки. Чтобы молодой человек остановился и послушал военный оркестр, надо сыграть ему что-то понятное и знакомое. Но затем обязательно навязать ему более сложную музыку: Бетховена, Баха, Чайковского. И, знаете, многие «клюют» на это. Мне очень интересно самому развиваться, играть современную непростую музыку. Заражаюсь иногда от своих музыкантов современными направлениями. Признаюсь, я очень нелегко иду на это. Круг моих музыкальных пристрастий и интересов ограничен классическим репертуаром.
«АиФ-Пермь»: - А какая музыка входит в ваш ограниченный круг интересов?
Е. Т.: - Я получаю огромное удовольствие от классической музыки. Это питает мои профессиональные фантазии, мы ищем варианты, чтобы сделать какие-то переложения для военного духового оркестра. Это развивает и кругозор музыкантов. Как военный дирижер, я очень хорошо отношусь к военным маршам. Не отношу себя к категории престарелых музыкантов, поэтому и современные ритмы мне тоже интересны.
«АиФ-Пермь»: - Худрук капеллы за один такой эксперимент поплатился, когда его мальчики исполнили «Мурку». А чего бы вы никогда не стали играть?
Е. Т.: - Попса и шансон – мне это неинтересно. Хотелось бы, чтобы после наших концертов у человека оставалось светлое созидательное настроение.
Не очень я благосклонен к рок-музыке, у меня такая музыка вызывают только агрессию. Я живу в микрорайоне Нагорный и каждый раз, когда проводят «Рок-лайн», у нас «сгорает» от пивных возлияний пол-леса. И вокруг моего дома какие-то люди с ирокезами укладываются спать прямо на лужайке. Они только просыпаются – им сразу ящик пива подносят. Не думаю, что это эстетически приятное зрелище.
Танец лебедей
«АиФ-Пермь»: - Сам по себе образ Пермского военного оркестра предполагает какую-то воинскую дисциплину, строгость и армейскую стать. А у вас музыканты танцуют, изображают волшебников из сказки. Каким образом удается сочетать несочетаемое?
Е. Т.: - Мы шли к этому очень долго, меняли менталитет военного музыканта. Наша задача сегодня – не просто выйти, сыграть и промаршировать. Это делают все военные оркестры. Наша задача – сделать концертное шоу. Например, в этот раз мы включили такую шутку – когда наши музыканты танцевали… « Танец маленьких лебедей». Реакция зала была потрясающая. Но это должно быть в контексте концертной программы.
«АиФ-Пермь»: - Сами музыканты как отреагировали на новость о том, что они будут танцевать лебедей?
Е. Т.: - Они уже понимают, что профессионализм должен быть универсальным. Человек должен прекрасно играть на своем музыкальном инструменте, а потом этот инструмент отложить и исполнить танец. И музыкантами это воспринимается, в первую очередь, как шутка. Хорошее чувство юмора – это одна из характерных черт нашего оркестра.
История с хеппи-эндом
«АиФ-Пермь»: - Как бы вы поступили на месте дирижера оркестра из кинофильма «Титаник»? Остались бы играть до конца?
Е. Т.: - Сложно поставить себя в такую ситуацию, но в положении тонущего корабля наш коллектив был не единожды. В 1999 году, когда сократили наше Пермское военное авиационно-техническое училище (к которому мы относились), мы находились на Международном фестивале во Франции. И только там я узнал, что училище сокращено, и оркестр в том числе. Положение было похожее на «Титаник». Реакция музыкантов была бы странная: мы отстаиваем честь Родины, а Родина нас кинула, и мы все оказались за бортом. Поэтому я не стал им говорить. Мы мужественно играли до конца, и музыканты не знали, что они уже освобождены от исполнения обязанностей перед Родиной.
«АиФ-Пермь»: - Но у вас же история с хеппи-эндом, в отличие от «Титаника»? Прошло 12 лет – а вы до сих пор «на плаву».
Е. Т.: - Знали бы вы, сколько ушло сил, здоровья и сколько появилось рубцов на сердце, чтобы сохранить этот уникальный коллектив! В судьбе нашего оркестра необходимо государственное участие, которое предусматривало бы не только его сохранение, но и непременное развитие. Я убежден, что наша работа важна. Она необходима всем – и власти, и народу. Но, к сожалению, очень сложно открыть глаза руководству на наш оркестр, на результаты нашей деятельности и на наши проблемы. К примеру, в Перми проходили Дни немецкой культуры. На открытии мы исполнили гимн Германии, а после состоялся большой приём у посла. И первый тост, который поднял посол, был не за дружбу между Пермским краем и Германией, ни за Дни культуры, а за Пермский губернский военный оркестр, который потрясающе исполнил гимн его страны!
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.