- РАШИД Рафикович, есть уверенность, что документальные фильмы ближе и к своим героям, и к зрителю. Однако последние оценки режиссёров и критиков настоящего и будущего кинодокументалистики пессимистичны. Вы их разделяете?
- Золотое время документального кино, конечно, прошло. В советское время у нас был госзаказ и, соответственно, господдержка: нам заказывали около двенадцати фильмов в год. Напрямую мы не могли критиковать власть и строй, но делали это через образ: хорошо был развит эзопов язык. Мы тогда умели разговаривать образами, а это и есть кино. Такое кино сегодня заменила тележурналистика. В результате документальное кино стало невостребованным, старые мастера ушли в бизнес или спились. Однако мы видим, что на смену приходит сильное молодое поколение: вдруг кому-то это стало интересно. Да, некий спад мы ощущаем, но очень скоро будет такой подъём документального кино, какого мы ещё не видели.
Документальное кино, безусловно, человечнее. Придумать что-то умнее, интереснее, чем жизнь, невозможно. А когда герой поставлен в пограничную ситуацию и проявляет настоящие эмоции, чувства, понимаешь, что ни один актёр так не сыграет.
- Попробуем разобраться в причинах спада. Как мы уже сказали, документальное кино основано на интересе человека к человеку. Но сегодня мы видим большой интерес к материальным благам, и в погоне за деньгами люди порой не замечают своих близких.
- Не могу согласиться: интерес человека к человеку не пропал. Да, деньги не на последнем месте в системе ценностей, и они нас несколько ожесточили. В Советском Союзе на первом месте была любовь, следом – работа, и уже потом - деньги. Сегодня деньги можно накопить, занимаясь нелюбимой работой, а на заработанные деньги купить любовь. Это перекос. Я бы очень хотел, чтобы документальное кино помогло нам вернуться к нормальному порядку вещей. И это будет. Много молодых режиссёров снимают кино о настоящих чувствах, их герои подлинные.
- Ну, хорошо, взрастим мы режиссёров; но не получится ли так, что они будут снимать фильмы для себя? Как вернуть зрительский интерес?
- Проблема - в доступности документального кино. Я приношу свою работу на телевидение, а, вместо того чтобы мне заплатили за мой труд, с меня же попросят деньги за эфир. Документалистику заменили шоу, шоу и ещё раз шоу… Раньше в каждом городе был киноклуб, в котором могли заниматься все желающие. Это была огромная армия кинолюбителей, из которой вышли такие известные режиссёры, как Вадим Абдрашитов и Владимир Наумов.
Мне кажется, что такая система кинолюбительства должна быть восстановлена. Это и досуг, и развитие интеллектуальных способностей, и создание кинолетописи страны. Если человеку интересно, пусть он снимает, пусть это пока графоманство, но в будущем что-то обязательно получится. И тогда количество документальных фильмов будет работать на качество.
Личное дело
Рашид Давлетшин в школе увлекался фотографией. Во время службы в армии поступил в Московский государственный институт культуры, который окончил в 1980 году. Работал на пермском телевидении, одновременно вёл любительскую киностудию «Взгляд». После ликвидации «Пермтелефильма» работал главным режиссёром студии «Пермвидеофильм», потом главным редактором телекомпании «УралинформТВ». На сегодняшний день - председатель Пермского отделения Союза кинематографистов, преподаёт в вузах.
Смотрите также:
- Ольга Аверкиева: «Для съемок игрового кино нужен большой жизненный опыт» →
- «Следующий фильм сниму в Перми». Гоша Куценко о патриотизме и честности →
- Томас Бальмес: «Фильмы, сделанные в России, заставлют думать» →