Журналист в прошлом, ныне кинорежиссер, Арсений представил в Перми свой новый фильм «Полет. Три дня после катастрофы». Для пермяков эта премьера имела особое значение не только потому, что съемки проходили в столице Прикамья. В основе сюжета лежит история крушения «Боинга-737» в сентябре 2008 года.
Арсений Гончуков рассказал корреспонденту «АиФ-Прикамье» о том, как ему удается находить деньги для съемок своих кинолент, и почему этот фильм он считает самым важным в своей жизни.
Елена Мокрушина, «АиФ-Прикамье»: – За последние несколько лет в Перми произошло несколько крупных катастроф. Среди съемочной группы были люди, каким-либо образом связанные с трагедиями?
– Да. Например, Данила (актер, который играет главного героя) – один из тех, кто выбрался из ночного клуба «Хромая лошадь». Ему удалось спастись. И его единственный костюм до сих пор в пластиковых каплях, которые падали с потолка, когда горел клуб. Мы хотели снимать его в этом костюме в сцене, когда он собирается на день рождения к девушке. Он его надел и показал нам эти прожоги.
Вообще сам фильм очень далек от катастрофы в общечеловеческом представлении, там речь идет о личной катастрофе. И мы не обращали внимания на то, были ли наши актеры участниками событий киноленты в свое время.
По секрету скажу – ни я, ни Данила не служили в армии. А у меня герой второго фильма – военный. Правда, я бывал на войне в качестве военкора. Но это все неважно для создания кинокартины. Есть художественная задача. И режиссеру важно найти актера, который фактурой, мышлением, психологическим состоянием подходит для ее решения.
– Вы сказали, что хотели использовать костюм для съемок дня рождения главной героини? Но этой сцены нет в фильме.
– Нет, просто мы хотели добавить несколько сцен, в том числе и ту, как он приходит к девушке на день рождения в костюме. Это было предложено для усиления сюжета. Но потом передумали.
– А чем обосновано то, что герой весь фильм ходит в камуфляже?
– Определенный замысел реализуется во всех мелочах фильма. В манере съемки, декорациях, звуке. И в костюмах тоже. Например, костюм героини Екатерины Сушиной меняется в течение всего фильма: сначала она предстает перед зрителями в строгом виде, а затем расцветает и ходит в блузке. А главный герой постоянно в камуфляже, потому что он скромный бедный парень. Ему не на что купить что-то другое. Костюм – это тоже одно из художественных средств воплощения идеи.
– Уже второй раз центральной темой вашего фильма становится месть. Почему вас так привлекает эта тема?
– Мы берем некие мотивы реальной истории, какие-то общие точки. И на основе этого создаем свою художественную реальность. В этом фильме самое главное – финал. Для меня это настолько важно, что я сейчас говорю, и у меня мороз по коже.
До этого в моих кинолентах он был жестким. Достаточно мрачно все заканчивается. «Полет» – это единственный в моей биографии фильм, абсолютно для меня нетипичный и необычный. И он заканчивается не просто прощением. Понимаете, у главного героя есть выбор: либо отомстить и убить отца любимой девушки, либо простить и остаться с ней, но он не может быть вместе с дочерью убийцы его родных.Он просто уходит из ситуации. Герой взрослеет за эти три дня, становится другим человеком. Он впервые любит. И судьба ставит его перед страшным выбором. Возможно, в этом фильме я воплотил то, чего сам не могу сделать в жизни. Поэтому фильм «Полет» для меня многое значит. Быть может, «1210» – для меня главный фильм жизни, но «Полет» – самый важный. Это фильм о прощении, а прощение, как известно – чрезвычайно сложная вещь.
– Насколько сложно быть свободным художником в жанре кино?
– Чрезвычайно сложно, в первую очередь, в материальном плане. Какой кровью, какой ценой снимается один фильм, знаю только я один. Даже команда не знает. Вот мы отсняли материл в Перми, а доделывал его потом целый год я сам. Мне 34 года и я скажу вам по секрету, что все мои сверстники уже купили себе квартиру, ездят на хороших машинах, у них есть работа и карьера. У меня всего этого нет. Я живу весьма скромно, на съемной квартире и веду себя соответстенно.
– Зато вы делаете то, что вам нравится.
– Да, так и есть. Как мне сказал один продюсер с «Первого канала»: «Знаешь, таких людей, как ты, всего один-два человека в стране». Не знаю, я не считал. За три года я выпустил два полнометражных фильма, которые выходят на большом экране. Эти фильмы любят, на них пишут рецензии. Наверное, это чего-то стоит. Тяжело с материальной точки зрения, с жизненной точки зрения, потому что долго и дорого делать фильмы самому.
– Как у вас получается находить деньги для съемок кино?
– Вы представляете себе, что такое снять фильм за 25 тысяч долларов? 700 тысяч рублей – бюджет фильма «Полет». Обычно за такую сумму снимаются рекламные ролики на 15 секунд. А тут полнометражный фильм со съемками на природе, в машине, с профессиональными актерами. С постпродакшном, со светокоррекцией, с монтажом, со звуком в лучших студиях Москвы. Так что фильм можно назвать скорее «микробюджетным». Как удается, сложно сказать.
Есть связи, есть друзья, кого-то уговариваю. Приходится использовать свои возможности, свой опыт. На это уходит масса моральных сил. Я не знаю, буду ли вообще снимать что-то в ближайшее время. Помогают друзья, помогают люди, которые в тебя верят. Даже сами участники съемочного процесса: 300 тысяч рублей потратили пермяки, с которыми мы снимали фильм, 300 – я.
Чтобы сделать красивые диски с фильмами, надо около тысячи долларов. А потом эти диски я раздаю на показах. Иногда и показы кино устраиваю бесплатно. Некоторые суммы собираются с помощью зрителей. Нет большего счастья, чем когда человек к тебе подходит и говорит: «Вот тебе 15 тысяч рублей на фильм. Я знаю, что ты плохого не снимешь». Приятно, когда люди делают что-то из душевного порыва. Один критик написал: «Фильм Духless поддержал Минкульт, а фильм «1210» – нет. Это несправедливо, ведь этот фильм про нас!» С другой стороны, я не особо и просил финансирования. Потому что если бы просил, я бы до сих пор просил, и не сидел бы здесь. Мне надо фильм делать. Я не могу ждать годами, стоять с протянутой рукой.