В Пермском Органном зале звучала скрипка Наполеона

   
   

«Мадам Рекомье»

«Виртуозы скрипки» - еще один пермский фестиваль, посвященный 75-летию краевой филармонии. Честь открыть фестиваль выпала японской скрипачке  Саяко Содзи  и ее аккомпаниатору Олега Полянскому.

Саяко с десятилетнего возраста не живет в Японии, прописана нынче в Европе, где училась, и учится до сих пор. Олег Полянский после отъезда из России преподает в Высшей школе музыки в Кельне (Германия). Пермским меломанам выпала редкая удача – увидеть вместе двух выдающихся музыкантов. В наш город музыканты прилетели специально на этот фестиваль.

Саяко Сёдзи – одна из самых востребованных в мире музыкантов. Она родилась в Японии, в пять лет стала учиться музыке на скрипке, причем, инструмент выбирала сама. Тогда ее мать снисходительно посмотрела на дочь, сказав при этом: «Посмотрим, как пойдет дело, а там будет видно». «Мои родители не музыканты, - словно, вторив матери, говорит Саяко, - поэтому я поняла, чтобы стать хорошим музыкантом, надо много работать. Когда мне было одиннадцать лет, мне предстояло принять важное решение: либо играть, либо не играть. Тогда мне предложили участвовать в фестивале, и мама мне сказала, что я должна занять первое место. Если будет второе или третье, то со скрипкой придется покончить раз и навсегда. И я - победила».

Сейчас она играет на скрипке самого Антонио Страдивари. Сколько миллионов долларов она стоит, Саяко не знает. Да и зачем? Когда-то инструмент принадлежал Наполеону Бонапарту. Тот в свою очередь подарил ее одной из самых красивых женщин Франции – мадам Рекомье, любовнице барона Шатобриана. Скрипка и носит это название – «Мадам Рекомье». «Правда, непонятно зачем он это сделал – мадам Рекомье играть не умела, - говорит Саяко, - но всякий инструмент – инструмент только тогда, когда он звучит, когда на нем играют. После мадам на этой скрипке играл еще один великий человек – Миша Эльман, он и придал ей особо сладкое звучание».

Затем «Мадам Рекомье» поменяла не одного хозяина, пока, наконец, не пополнила домашнюю коллекцию одной богатой японской семьи. Та, в свою очередь заприметила талантливую девчушку, и стала оказывать ей всяческую поддержку, так как музыкальное образование Японии очень дорогое. Так скрипка Страдивари оказалась в руках Саяко.

Ну а дальше, вы догадались: гастроли, фестивали, конкурсы, победы…

Шуман, Боб Дилан и «Битлз»

Саяко много раз была в России: Москва, Питер, Екатеринбург… Теперь вот Пермь. Помимо музыки, она, как всякий нормальный человек, увлекается другими делами, например,  читает Достоевского, любит природу, ей нравится кататься на горных лыжах. У нее нет любимого композитора. «Одного кого-то выбрать трудно, я люблю многих. Но все зависит не столько композиторов, а от их произведений. Хотя, может быть, это Шуман. За его хрупкость и нежность». Но при этом Саяко хочет сыграть произведения всех великих композиторов. Она хочет сыграть в Большом зале Берлинской филармонии, это, пожалуй, единственный концертный зал в Европе, в котором она еще не выступала. Из современных скрипачей ей импонирует Гидон Кремер. Из не «классиков», точнее, из других классиков, она слушает «Битлз» и Боба Дилана.

Не понимает, как можно сравнивать ее с Ванессой МЭЙ, играющую на электроскрипке рок-музыку, точнее, исполняющую классику в рок-манере. Она даже не знает такую исполнительницу, и уж тем более не хочет ее славы и популярности. А еще не хочет, чтобы журналисты задавали ей подобные вопросы. «Это не искусство, это что-то другое, и не идет на пользу скрипичному искусству. Это шоу-бизнес».

А после пресс-конференции была музыка - Шуман, Шостакович, Дворжак, Барток, Паганини…

«Какой будет этот фестиваль в дальнейшем, сказать сейчас не могу. Хочу, чтобы он стал традиционным. Но все зависит от зрителей, и пока мы не знаем, как они примут наше новшество. Надеемся, что все будет хорошо», - сказала напоследок Галина Кокоулина.

Мы тоже уверены, что с этим фестивалем все будет хорошо, и он встанет в один ряд с Органным фестивалем, пока в Перми будут выступать такие музыканты, как хрупкая и невесомая, словно скрипка Страдивари, Саяко Содзи и мужественный и строгий, словно нибелунг, Олег Полянский.

Смотрите также: