Таинственный процесс
Ирина Гилёва, «АиФ-Прикамье»: Галина Викторовна, вы единственная в Прикамье женщина-дирижёр. Это необычно – музыкальными коллективами дирижируют в основном мужчины.
Галина Токарева: Если говорить о Прикамье, то в последние годы учебными оркестрами русских народных инструментов руководят и мужчины, и дамы. Единственный профессиональный оркестр такого типа существует в Перми и я являюсь его дирижером. Назвать дирижерскую профессию только мужской уже невозможно, все чаще за пульт встают женщины, но приоритет остается за мужчинами. Сейчас и женщина-директор не редкость, и водитель, и даже космонавт. Баланс в обществе меняется. У меня не было потребности всегда быть лидером, так сложилось. Наверное, потому, что музыка с детства звучала в нашем доме – папа играл на гармошке, у мамы были абсолютный слух и чистейший голос. Потом я пришла в музыкальную школу в класс баяна. Было много выступлений на сцене, в семейном кругу. Всегда благодарю Бога, родителей, что так сложилась моя судьба. Я счастливый человек!
– Я слышала, что профессию дирижёра называют «тёмной». Интересно, почему?
Г. Т.: – Если быть точнее, «дирижирование – дело темное». Наверное, потому, что дирижирование – это таинственный, магический процесс. Много удивительного происходит при рождении звука, воспроизведении музыкального произведения. Каждый дирижер владеет своей уникальной техникой, обладает своеобразной манерой дирижирования. Между дирижером и музыкантами оркестра формируется определенная атмосфера. В творчестве всегда присутствует загадка. До момента публичного представления концертного произведения проводится огромная внутренняя интимная работа. Потом идёт большой репетиционный процесс с оркестром, хором, солистами. Последний этап – дирижёр собирает всё воедино. Музыканты оркестра – высоко квалифицированные специалисты, сложившиеся музыканты-профессионалы. Каждый из них имеет свое мнение в вопросах интерпретации художественного произведения. Конечное решение принимает дирижер, но нужно услышать голос артистов. В каких-то случаях проявляешь лояльность, в каких-то бываешь жесткой.
– Как становятся дирижёрами?
Г. Т.: – Подготовка к этой профессии обычно занимает долгие годы. Как правило это музыкальная школа – в моем случае 6 лет, училище – 4 года, консерватория – 5 лет. Бывает еще ассистентура-стажировка. Я прошла обучение в аспирантуре по психологии. Знание психологии – важная составляющая в нашей профессии. В коллективе 47 музыкантов, у каждого свой темперамент, характер, каждый музыкант – своеобразная творческая личность. Задача дирижера оркестра найти пути понимая, согласия, убеждения, что приведет к единому решению творческой задачи.
Когда я училась на 5-м курсе консерватории – это был 1990 год – меня пригласили преподавать в Пермский институт культуры. К Перми, правда, очень долго привыкала – всё казалось другим, не таким, как в Нижнем Новгороде, который я очень любила и люблю. Но интерес в работе взял верх.
– Тем более что в Перми вы мужа встретили.
Г. Т.: – Да, он баянист, играет на ударных инструментах в нашем оркестре. Ему порой нелегко приходится под руководством жены-дирижёра (улыбается). Дочь тоже любит музыку, поёт, но учится на психолога. Не знаю пока, что ей ближе.
Музыка плюс математика
– Оркестр создал 31 год назад заслуженный деятель искусств РФ, профессор Виктор Салин. Он и пригласил вас играть в нём?
Г. Т.: – Да, низкий поклон моему учителю, наставнику Виктору Александровичу – его, к сожалению, не стало в августе этого года, светлая память. Он активно приглашал меня играть в оркестр, а я не сразу приняла предложение, надо было закончить консерваторию и включиться в педагогический процесс. Виктор Александрович в конце концов меня уговорил, и 15 лет я играла в оркестре, а потом он доверил дирижёрскую палочку. Оркестр у нас замечательный, это моя вторая семья. Мы провели множество концертов с прекрасными Российскими и зарубежными солистами инструменталистами, певцами. Репертуар оркестра состоит из нескольких направлений – оригинальных сочинения для народного оркестра, обработок народных мелодий, переложений симфонической музыки. Радует, что всё больше молодых людей слушают наши концерты. Зрители приходят за кулисы со словами благодарности, интересуются дальнейшими планами коллектива.
– Музыканты без дирижёра не могут играть? Ведь у каждого есть ноты?
Г. Т.: – Конечно, могут. Но музыкантов в оркестре много и идей у каждого много. Дирижер – это музыкант, который играет на музыкальном инструменте под название Оркестр. Это живой, сложный организм со своим характером и законами. Дирижер должен всех услышать, всех понять, убедить. Дирижёр – тот, кто строит интерпретацию музыкального произведения, воплощает замысел композитора, выстраивает музыкальную форму, даёт темп, характер, динамическое развитие. Для этого у него есть воля, интеллект, знания, руки, корпус, мимика.
Для того, чтобы самый совершенный инструмент – оркестр звучал как одно целое, слаженно и безупречно, необходим дирижер.
– В школе вы любили точные науки, математику. Это сейчас помогает?
Г. Т.: – Конечно, ведь музыка и математика большие друзья. Математика считает, строит форму, выполняет логические функции. Уже в маленьком такте есть своя математическая конструкция. Планируя поступление в музыкальное училище, понимала, что будет большой конкурс, отбор. В запасе была мысль о поступлении на математическую специальность.
– У каждой профессии есть свои издержки. Есть они, наверное, и в профессии дирижёра?
Г. Т.: – Очень долго выбирала сценический наряд. Не могу, к примеру, надеть платье на концерт – только брюки, удлиненный пиджак. В платье ты женщина, хочется добавить макияж, маникюр, а нельзя – отвлекает от дела. У дирижёра, говорят, нет гендерного признака: он дирижёр, и всё. Поэтому шью себе комфортные, строгие брючные костюмы. Скажу по секрету, что за каждый концерт теряю до двух килограммов – так расходуется энергия. А потом они опять возвращаются.
– До 10 премьер в год выдаёт ваш оркестр. Это очень много!
Г. Т.: – Это нормально, учитывая, что раз в месяц мы готовим программу с известным в России солистом. Это премьерные программы. У каждого солиста свой репертуар, свои музыкальные предпочтения. Нашим зрителям это нравится. Зрители получают новые впечатления, оркестр – новый профессиональный опыт. 31 октября, к примеру, из Санкт-Петербурга приезжает Михаил Дзюдзе, один из основателей «Терем-квартета». Он будет солировать, внимание, на балалайке-контрабас! Это исключительный случай для сольного инструмента. Его программа состоит из уникальных партитур, которые в Перми никто никогда не играл. И, конечно, это тоже будет премьера – «Влюблённый контрабас».
Важная миссия
– На днях прошел V международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Прикамье-2016». Что было нового?
Г. Т.: – Новым было то, что в конкурсные номинации впервые была включена оркестровая. В ней были представлены коллективы из городов Пермского края, Свердловской области, Кирова, Польши. Очень много талантливых исполнителей. Радует, что народное оркестровое исполнительство развивается, мастерство исполнителей совершенствуется. Растет новая смена, будущие артисты нашего оркестра.
– Вы преподаёте в вузе. Что интереснее – преподавание или концертная деятельность?
Г. Т.: – Это два разных вида деятельности, но одно общее профессиональное дело. Я преподаю дирижирование, инструментовку, инструментоведение уже 26 лет, с этого началась моя профессиональная карьера, мне интересно. У ребят всегда чему-то учишься, они разные, и к каждому нужно найти подход. Они меняются – как люди, как музыканты. Они растут, у них формируется своё чутьё, своё видение. Общение с ними очень увлекает. Считаю, что мы занимаемся очень важным делом – сохранением традиций народной музыки, своих корней. Это наша миссия!