Край Пастернака и дедушки Пугачевой открыл свои двери

   
   

Умирающий завод

Поселок Всеволодо-Вильва состоит как бы их четырех частей – «центр», «совхоз», «леспромхоз» и «северный». Деление условное. Названы «микрорайоны» по предприятиям, чьи конторы когда-то были там расположены. Теперь ни контор, ни совхоза, ни леспромхоза.

Один умирающий завод «Метил». В советское время на нем работало две с половиной тысячи человек. Сегодня – сто пятьдесят. В перестройку он не выдержал конкуренции с губахинским «Метафраксом». Теперь черные глазницы пустых окон заводских корпусов и навсегда погасшие трубы напоминают о былом процветании завода и поселка. Чем занимаются четыре тысячи его жителей – непонятно. Говорят, что ездят на электричке на работу в соседние Яйву, Александровск и Березники. Также известно, что жители «провальных» домов «столицы химии» срочно продают свои квартиры и покупают дома в ставшей экологически чистой Вильве.

Под Пастернака

В 1916 году в заводском имении Саввы Морозова служил чиновником Борис Пастернак. Хозяином дома, где жил будущий лауреат Нобелевской премии, был знаменитый биохимик, изобретатель хлороформа Борис Збарский - nот самый, который бальзамировал тело Ленина.

Дом Пастернака – главная и, пожалуй, единственная достопримечательность поселка. Он стоит на окраине села, как будто в чистом поле. Когда-то дом сгорел, в 2007 году его отстроили вновь по сохранившимся чертежам. По его просторным комнатам бродят лохматые «поэты» (артисты пермских театров, разодетые под Пастернака – в глухие свитера) и читают пастернаковские стихи под музыку Шопена, Скрябина и Рахманинова. На веранде - венский стул, где каждый желающий может сфотографироваться в задумчивой позе поэта. Рядом «образец» - увеличенная фотография Пастернака на веранде. Тут же старинный дагерротип, кстати, работающий. Вот, наверное, и все. Больше сказать о Всеволодо-Вильве нечего. Пока. Посмотрим, что будет к концу года, когда программа с малопонятным на первый взгляд названием «Пятый элемент» будет реализована.

Дедушка Аллы Пугачевой

Почему все-таки пятый? Очевидно, потому, что сама программа включает в себя  четыре фестиваля – художественной керамики, «Водная симфония», музыкальный совместно с «Рок-Лайном» и, естественно, поэтический «Артверанда», А пятый – это сама «культурно-центровая» Вильва, ее жители, ее аура, ее природа. То есть, сплошной культурный фестиваль.

   
   

Пространство Всеволодо-Вильвы составляют четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. Четыре первоосновы. Ведь пятый элемент - это то, что искали алхимики средневековья. Одно прикосновение к «пятому элементу» заставляло камни и металлы перерождаться, выявлять скрытые внутри них сокровища.

- Именно к качественным преобразованиям – метаморфозе культурного пространства мы стремимся, реализуя эту программу, - говорит ее создатель Ольга Сафрошенко, - В основе этого превращения лежат ландшафт, природа и история Вильвы, ее дух.

Еще один факт, который очень хорошо знают все, даже, наверное, грудные дети. В поселке Карьер-Известняк (поселение Всеволодо-Вильва состоит из нескольких близлежащих деревень и поселков) во время войны бригадиром каменщиков на строительстве местной школы работал дедушка… Аллы Пугачевой.

P.S. А приезжать в Вильву надо летом. Ее окружают многочисленные озера. В них вода - «цвета нитхинола». «Здесь органично соединилось несоединимое – природа и промышленность, которые словно заключили мир, преобразуя друг друга».

Смотрите также: