За последние 20 лет с лица прикамской земли исчезло более 60 духовых музыкальных коллективов. А Пермский губернский оркестр остался. Это один из немногих творческих коллективов города, в исполнении которого можно услышать как военные марши, так и саундтрек из фильма «Пираты Карибского моря». И эксперименты в творчестве, казалось бы, консервативного военного оркестра, смотрятся вполне гармонично.
Художественный руководитель Пермского губернского оркестра Евгений Тверетинов поделился с журналистом «АиФ-Прикамье» секретом управления военными музыкантами, а также рассказал, какая музыка для него – табу.
Между молотом и наковальней
«АиФ-Пермь»: - Оркестру 70 лет, из них последние 34 года вы являетесь его художественным руководителем и дирижером. Никогда не возникало желания уйти?
Евгений Тверетинов: - Такие мысли всегда посещают любого творческого человека, особенно в период становления. Искусство в армии приживается очень сложно. Когда я был ещё старшим лейтенантом, был настроен на поднятие культуры в воинских массах. Но сталкивался с тем, что это не востребовано. Сами музыканты были незаинтересованы в своей работе. А командованию безразлично творчество в оркестре. Поэтому юный дирижер всегда находится между молотом и наковальней: музыкантам-шалопаям ничего не надо, а сверху давят – нужна воинская дисциплина. Творчество никому неинтересно. Поэтому в молодости было острое желание бросить все к чертовой матери и уйти работать лесником. Чтобы не видеть людей вообще. Но, слава богу, критический момент прошёл, и об этом я вспоминаю с иронией. И только сейчас, проработав более 30 лет, я получаю удовольствие от той работы, которой занимаюсь. Когда твои мысли реализованы и в глазах зрителей ты видишь добрую светлую улыбку – это высшая степень удовольствия от этой профессии.
«АиФ-Пермь»: - Раскройте секрет управления военным оркестром – коллектив не из простых.
Е. Т.: - Я с 11 лет ношу погоны (с Суворовского училища), воспитывался в жёстких армейских рамках, где слово «демократия» понималось как выполнение своих обязанностей на высоком профессиональном уровне. И той демократии, доходящей до анархии, в некоторых творческих гражданских коллективах, я не приемлю. Поэтому все люди, которые приходят в наш коллектив, знают мою позицию. Моя позиция жёсткая по отношению к разгильдяям, пьяницам и людям «с гнильцой».
Каждый музыкант – это особая личность. Я с большим уважением отношусь к своим сотрудникам, но хвалю их очень редко и ставлю им почти всегда «три с минусом». Но считаю, что истинную оценку должны ставить зрители. И если приходят наши поклонники на концерт – значит, мы их не разочаровали в прошлый раз. Мой заместитель и самый надёжный помощник Андрей Гончаров сутки проводит на работе, Андрей Петухов – музыкант высочайшего профессионального мастерства, хореограф Яна Гуничева – строгий и требовательный профессионал. Вячеслав Третяк ежедневно приезжает на службу из Добрянки, Павел Трапезников и Сергей Хомутов – из Краснокамска! Такие люди и составляют основу нашего коллектива – и профессиональную, и человеческую. И даже юные музыканты, которые приходят к нам работать, становятся украшением коллектива. Поэтому хочу сказать слова благодарности всем музыкантам к юбилею оркестра.
Рок-музыка вызывает агрессию
«АиФ-Пермь»: - Вы лично как относитесь к музыкальным экспериментам?
Е. Т.: - С большим интересом. Новое поколение не имеет представления о духовом оркестре. Моя задача – популяризировать жанр духовой музыки. Чтобы молодой человек остановился и послушал военный оркестр, надо сыграть ему что-то понятное и знакомое. Но затем обязательно навязать ему более сложную музыку: Бетховена, Баха, Чайковского. И, знаете, многие «клюют» на это. Мне очень интересно самому развиваться, играть современную непростую музыку. Заражаюсь иногда от своих музыкантов современными направлениями. Признаюсь, я очень нелегко иду на это. Круг моих музыкальных пристрастий и интересов ограничен классическим репертуаром.
«АиФ-Пермь»: - А какая музыка входит в ваш ограниченный круг интересов?
Е. Т.: - Я получаю огромное удовольствие от классической музыки. Это питает мои профессиональные фантазии, мы ищем варианты, чтобы сделать какие-то переложения для военного духового оркестра. Это развивает и кругозор музыкантов. Как военный дирижер, я очень хорошо отношусь к военным маршам. Не отношу себя к категории престарелых музыкантов, поэтому и современные ритмы мне тоже интересны.
«АиФ-Пермь»: - Худрук капеллы за один такой эксперимент поплатился, когда его мальчики исполнили «Мурку». А чего бы вы никогда не стали играть?
Е. Т.: - Попса и шансон – мне это неинтересно. Хотелось бы, чтобы после наших концертов у человека оставалось светлое созидательное настроение.
Не очень я благосклонен к рок-музыке, у меня такая музыка вызывают только агрессию. Я живу в микрорайоне Нагорный и каждый раз, когда проводят «Рок-лайн», у нас «сгорает» от пивных возлияний пол-леса. И вокруг моего дома какие-то люди с ирокезами укладываются спать прямо на лужайке. Они только просыпаются – им сразу ящик пива подносят. Не думаю, что это эстетически приятное зрелище.
Танец лебедей
«АиФ-Пермь»: - Сам по себе образ Пермского военного оркестра предполагает какую-то воинскую дисциплину, строгость и армейскую стать. А у вас музыканты танцуют, изображают волшебников из сказки. Каким образом удается сочетать несочетаемое?
Е. Т.: - Мы шли к этому очень долго, меняли менталитет военного музыканта. Наша задача сегодня – не просто выйти, сыграть и промаршировать. Это делают все военные оркестры. Наша задача – сделать концертное шоу. Например, в этот раз мы включили такую шутку – когда наши музыканты танцевали… « Танец маленьких лебедей». Реакция зала была потрясающая. Но это должно быть в контексте концертной программы.
«АиФ-Пермь»: - Сами музыканты как отреагировали на новость о том, что они будут танцевать лебедей?
Е. Т.: - Они уже понимают, что профессионализм должен быть универсальным. Человек должен прекрасно играть на своем музыкальном инструменте, а потом этот инструмент отложить и исполнить танец. И музыкантами это воспринимается, в первую очередь, как шутка. Хорошее чувство юмора – это одна из характерных черт нашего оркестра.
История с хеппи-эндом
«АиФ-Пермь»: - Как бы вы поступили на месте дирижера оркестра из кинофильма «Титаник»? Остались бы играть до конца?
Е. Т.: - Сложно поставить себя в такую ситуацию, но в положении тонущего корабля наш коллектив был не единожды. В 1999 году, когда сократили наше Пермское военное авиационно-техническое училище (к которому мы относились), мы находились на Международном фестивале во Франции. И только там я узнал, что училище сокращено, и оркестр в том числе. Положение было похожее на «Титаник». Реакция музыкантов была бы странная: мы отстаиваем честь Родины, а Родина нас кинула, и мы все оказались за бортом. Поэтому я не стал им говорить. Мы мужественно играли до конца, и музыканты не знали, что они уже освобождены от исполнения обязанностей перед Родиной.
«АиФ-Пермь»: - Но у вас же история с хеппи-эндом, в отличие от «Титаника»? Прошло 12 лет – а вы до сих пор «на плаву».
Е. Т.: - Знали бы вы, сколько ушло сил, здоровья и сколько появилось рубцов на сердце, чтобы сохранить этот уникальный коллектив! В судьбе нашего оркестра необходимо государственное участие, которое предусматривало бы не только его сохранение, но и непременное развитие. Я убежден, что наша работа важна. Она необходима всем – и власти, и народу. Но, к сожалению, очень сложно открыть глаза руководству на наш оркестр, на результаты нашей деятельности и на наши проблемы. К примеру, в Перми проходили Дни немецкой культуры. На открытии мы исполнили гимн Германии, а после состоялся большой приём у посла. И первый тост, который поднял посол, был не за дружбу между Пермским краем и Германией, ни за Дни культуры, а за Пермский губернский военный оркестр, который потрясающе исполнил гимн его страны!
Смотрите также:
- Концерт «Billy’s Band» в Перми - смесь бродячего театра с сумасшедшим домом →
- Смутное время джаза. Интервью с дирижёром Евгением Манцириным →
- Пермь - мать проектов и кладбище традиций? →