Сергей Романович Парамонов приехал из Москвы, где работал заместителем директора одного из филиалов компании Росгосцирк. По его словам, Пермский край имеет огромный потенциал в развитии циркового искусства, и, по сути, наш край – цирковой.
За год работы новый руководитель успел оценить проблемы и преимущества Пермского цирка. О том, чего удалось добиться, что ещё предстоит преодолеть и как живут артисты цирка – в интервью Сергея Пармонова с «АиФ-Прикамье».
«АиФ-Прикамье»: - Сергей Романович, прошёл почти год с того момента, как Вы руководите Пермским цирком. Хотелось бы услышать какие-то итоги, Ваши впечатления за этот период.
Сергй Парамонов: - Итоги подводить, наверное, еще рано, потому что как таковых итогов у нас нет и не будет. Наша деятельность, скажем так, не конечная. Мы работаем, и будем продолжать нашу работу по организации качественного досуга. Всё, что мы сделали за этот год, жители могут увидеть сами. Кто регулярно ходит в цирк, я думаю, замечает как меняется цирк.
Что касается наших успехов за этот год, то стоит, наверное, отметить фестиваль детских любительских цирковых коллективов. До 2012 года он проводился раз в два года. В мае, по итогам его проведения, мы получили хорошие отзывы и предложения, в том числе и от городских властей – сделать этот фестиваль ежегодным. Мне кажется, это очень важно, потому как в Перми и крае много детских цирковых студий – больше десятка. Думаю, мы можем даже говорить о том, что в плане детского творчества Пермский край – цирковой.
Помимо того, что сейчас мы планируем перевести фестиваль в формат ежегодного, с 2013 года попытаемся также вывести его на международный уровень. Тем более что предпосылки к этому уже есть. В 2012 году цирковая студия «Грация» заняла призовое место на фестивале в Монте-Карло. Уровень подготовки любительских коллективов позволяет говорить о том, что для выхода на международный уровень потенциал есть и у города, и у края. Также для и того, чтобы приглашать к нам членов жюри международных фестивалей. В этом году в нашем фестивале участвовали коллективы со всей России, приезжали артисты из Белоруссии, планировали приехать гости из Литвы, помешали технические причины. Считаю, что совместным с Администрацией города, Правительством Пермского края
«АиФ-Прикамье»: - Это то, что касается творческих итогов цирка. А с технической стороны – с чем Вам пришлось столкнуться после передачи цирка от прежнего руководства? Что уже удалось сделать в плане реконструкции, ремонта? Ведь насколько известно, с этим были определённые вопросы.
С.П.: - Что касается состояния цирка в целом, то, как я говорил уже не раз, первый директор, Юрий Борисович Александровский, который построил цирк, проделал большую и очень качественную работу. И вот уже 40 лет цирк стоит и ещё простоит, как минимум, столько же.
Определённые проблемы, конечно, существуют, в силу того, что цирк – это постоянно работающая организация. В целом к нам приходит порядка 160 тысяч посетителей в год, поэтому, естественно, есть износ всего, с чем соприкасается зритель. Сегодня мы уже поставили перед руководством ряд вопросов, которые и будем решать: полное обновление зала, светового и звукового оборудования.
Цирк работает, поэтому говорить о том, что всё плохо, нельзя. Это нормальная работа любого предприятия, когда что-то ломается, меняется, ремонтируется. Это живой процесс. На сегодняшний день мы обновили фасад, работаем над фойе, но, в основном, сейчас вся работа скрытая, невидимая зрителю – это отопление, водоснабжение, прочие коммуникации.
«АиФ-Прикамье»: - А в какие сроки планируется закончить все работы?
С.П.: - Я бы хотел вчера. (Улыбается) Но о сроках говорить пока рано. Есть концепция развития циркового дела в России, утвержденная в апреле Владимиром Владимировичем Путиным. По ней до 2020 года должна быть проведена полная реконструкция всех цирков России – всего порядка 41 стационарных цирков. В какой период попадет Пермский цирк, я думаю, станет известно, в течение ближайшего полугода, когда будет составлен график. Возможно, нас включат уже на 2013-2014 год. Так или иначе, до 2020 года мы должны встать на реконструкцию и провести обновление всего хозяйства. Это будет наша основанная цель.
«АиФ-Прикамье»: - С животными, наверняка, случаются разные интересные, курьёзные случаи. На Вашей памяти было что-нибудь подобное?
С.П.: - Таких ситуаций много, они разные, но это часть работы и на этом никогда не акцентировалось внимание. Каждое животное со своим характером, своими привычками и причудами. Так что курьезные ситуации так или иначе часть жизни циркового артиста, который занимается дрессурой.
АиФ-Прикамье»: - Сергей Романович, расскажите об артистах. Кто приходит работать в цирк?
С.П.: - Изначально так сложилось, что артистами становятся либо бывшие спортсмены, закончившие спортивную карьеру, либо это воспитанники любительских цирковых коллективов, либо те артисты, которые, что называется, «родились в опилках». В течение года несколько раз у меня спрашивали, куда мы дели пермскую труппу. В Перми никогда такой цирковой труппы не было! И, в принципе, такого понятия, как цирковая труппа при цирке, нет уже много лет. Есть коллективы, которые собраны Росгосцирком и не только, составлены программы, которые работают в разных городах России по гастрольному графику, составленному в компании.
Сегодня у нас артисты репетируют номер для программы которая в ноябре должна начать гастроли в Челябинске. Пермский цирк в данном случае выступает репетиционной базой, где формируется, подготавливается, выпускается номер. По России сегодня таких цирков порядка 12, и называются они постановочными.
АиФ-Прикамье»: - А Пермский цирк всегда был постановочным?
С.П.: - Изначально – не был. Таким он стал во времена тандема Александровского и Тернавского. Позже, когда своего режиссера в цирке не стало, не было и постановки. Но сейчас мы снова возвращаемся к тому, чтобы ставить что-то своё. В первую очередь, это важно для того, чтобы создать перспективы подрастающему поколению артистов– тем, кто занимается в цирковых студиях. Если человек решил стать профессионалом, ему нужно куда-то развиваться. Сегодня вариантов, кроме как уезжать, у него и не осталось. Чтобы создать перспективу для таких ребят у нас в Перми, одним из вариантов является создание нормальной репетиционной базы – чтобы пермские артисты - любители становились профессионалами здесь.
АиФ-Прикамье»: - Сергей Романович, нескромный вопрос: хорошо ли оплачивается труд циркового артиста?
С.П.: - Насколько мне известно, в течение примерно последний двух лет Росгосцирк пересматривает и поднимает уровень заработной платы артистов. И я могу сказать, что, на мой взгляд, и по тем отзывам, которые я слышу от артистов, зарплата у них достойная и соразмерна тем рискам и нагрузкам, которые артисты испытывают.
И нужно же понимать, что, как любое искусство, здесь зарплата – не основанная цель. Да, должен быть определённый уровень дохода, но они-то ведь живут ради манежа, репетируют ради тех 5-10 минут, когда они выходят и работают перед зрителем.
Пока есть артисты и есть молодежь, которая хочет заниматься цирковым искусством, материальный вопрос так или иначе поднимается, и уровень достаточен для того, чтобы было желание заниматься не пропадало. Также стоит отметить, что это гастрольный образ жизни, это работа и по городам России, и за рубежом. Сейчас, например, у нас работают программы в Японии, в Латинской Америке. Регулярно артисты работают в Турции. Поэтому это ещё и возможность посмотреть мир и показать себя.
Смотрите также:
- Серебряная веха в судьбе. Пермский район – три четверти века в пути →
- Министр культуры Прикамья предлагает сэкономить на «Белых ночах» →
- Хорошо сидим. Почему школьнику важно следить за осанкой →