Пермь, 7 декабря – АиФ-Прикамье. Человечки из скотча, которых можно было наблюдать на центральных улицах Перми пару дней назад, благополучно исчезли со своих мест в течение суток. Однако, как выяснилось, это вполне стандартное явление. Как рассказал уличный художник Марк Дженкинс, одной из главных задач его искусства является эксперимент – увидеть реакцию людей. Подробнее о том, откуда американский художник черпает вдохновение для своих «скотчмэнов», как ему удаётся добиться сходства с оригиналами и как реагирует на его шедевры общественность – в материале «АиФ-Прикамье».
О своём творческом пути американский стрит-арт художник Марк Дженкинс рассказал на встрече в Пермском университете. Кстати, работы, изготовленные пермяками под его руководством, можно наблюдать теперь только там – человечков, которых установили в центре Перми 4 декабря, уже на следующий день не стало. Одни из них вызвали у пермяков недоумение своей неоднозначностью, другие – удивление и смех. Однако же это и есть цель художника – привлечь внимание прохожих, показать, что человек не один в этом мире, что есть ещё и окружающая действительность.
Карусель на трассе
Свою первую работу в прошлом саксофонист, а позже биолог Марк Дженкинс придумал и «сотворил» в 2003 году, когда отдыхал в Рио-де-Жанейро. Это был паук из зонтика, внизу к которому был прикреплён прозрачный шар из скотча. Затем Марк потихоньку продолжал придумывать новые экспонаты, экспериментируя со скотчем. Сначала он работал с простыми предметами, а затем его охватила идея работать с людьми.
В 2005 году он создал свой сайт, благодаря чему и стал наиболее известен. К этому времени Марк Дженкинс стал больше времени уделять работам с детьми – он делал их из скотча. Как заметил сам художник, дети для него – как насекомые, которые облепляют собой разные объекты.
«Для меня важно не то, что просто лепить везде своё имя, а то, что можно взаимодействовать с реальностью и менять её», – говорит Марк Дженкинс.
Позже стрит-арт-художник перешёл к работе с животными. Так, например, по муляжу он сделал из скотча фигуру жирафа и поставил её рядом с деревом.
«Одна из стратегий стрит-художника – это взлом, он меняет внутреннее содержание действительности», – говорит Марк Дженкинс.
Сейчас Дженкинс живёт в Вашингтоне, где часто можно встретить скульптуры с лошадями. Художник тоже очень хотел сделать что-то, связанное с этим животным. В результате рассуждений и размышлений возникла идея создать своеобразную карусель. На одной из кольцевых дорог города на фонарных столбах Марк Дженкинс установил розовых лошадок, которые будто бы двигались навстречу едущим автомобилям, создавая иллюзию карусели.
Человек с головой коровы
Спустя некоторое время Марк понял, что ему перестало интересно работать только со средой, а гораздо интересней – с людьми. «Шекспир как-то сказал, что весь мир театр, а люди в нём – актёры. Я решил реализовать эту мысль», – говорит Дженкинс.
Художник как бы режиссирует реакции людей. Во многом его работы – это социальный эксперимент, исследование реакций людей, чтобы понять, чем детерминировано их поведение. Часто это – провокация, с помощью которой можно исследовать штампы поведения людей.
Марк Дженкинс рассказал, что как-то в Барселоне он установил на улице фигуру человека с головой коровы. В Испании есть такое развлечение – надевать какой-нибудь костюм, маску, затем делать какое-то представление на улице. За это прохожие бросают артисту монетки. Фигура Дженкинса настолько впечатлила испанцев, что они за день они набросали ему около 200 евро. Однако затем пришёл полицейский и начал выяснять, что тут делает этот «человек» и есть ли у него право заниматься такой деятельностью.
Бывали случаи, когда люди вызывали спасателей, пожарных, скорую помощь – чтобы обезвредить или спасти «человека». Несмотря на то, что в инсталляции всегда присутствует сюрреалистический компонент, зачастую прохожие принимают «скотчмэнов» за живых людей. «Неоднократно объекты «спасали» пожарные. Например, эту – люди подумали, что на рекламном щите лежит живая девушка», – рассказывает художник, демонстрируя очередной слайд из истории своих экспонатов.
Реакции людей, как правило, ожидаемы художником. Через них, как говорит Марк Дженкинс, он лучше начинает понимать пространство в городе. «Если люди – красные кровяные тельца, то полицейские – белые, которые борются с «инфекцией» в городе», – поясняет художник.
Интересно, что, несмотря на резонансную реакцию людей, серьёзных проблем с правоохранительными органами у художника не было никогда. Художник объясняет это тем, что все работы инсталлируются днём, к тому же они не портят ничьё имущество, как это могут делать, к примеру, граффити.
Как сделать скотчмэна?
Технология изготовления «скотчмэнов» предельно проста. Фигуры делаются по принципу папье-маше – художник обматывает оригинал скотчем и делает слепок модели. Чтобы ветер не сдул объект, раньше Марк Дженкинс набивал их мокрой бумагой. Сейчас он использует для утяжеления моделей все возможные подручные средства – например, заливает ноги модели бетоном, использует металлические штыри для втыкания модели в землю.
Работы Марка Дженксинса можно увидеть не только на улицах городов мира. Он работает также и с галереями, называя их раем для художника. Однако художник считает, что помещение объекта в искусственную среду равноценно стиранию смысла, заложенного в проект изначально. Он называет это процессом одомашнивания. «Работа для галерей ведётся отдельно. И там специально создаются условия, в которых человек будет воспринимать объект так, как нужно», – поясняет Марк.
Марк Дженкинс ездит по миру, проводит семинары, ему нравится делиться своим опытом с другими людьми. Для художника важно не замыкаться в себе, а расширять свою мысль, получать обратный ответ. Он считает, что это также важно и для развития современного искусства.
Смотрите также:
- Никас Сафронов: «Сажусь за работу ремесленником, заканчиваю как художник» →
- Андрея Бильжо рассмешил памятник Пастернаку и напугал зоопарк →
- «Сожженые арт-объекты в городе – плохой знак» →