Тесно, но комфортно. В подвале галереи живет более 400 деревянных Богов

Углубляясь в длинные извилистые коридоры запасных фондов галереи, скрытые от глаз простых посетителей, легко заблудиться. Да и попасть туда фактически невозможно: для этого нужно получить специальный пропуск. Каждая дверь, которая встречается по дороге, закрыта на ключ, а также на ней установлен магнитный блокиратор, открывающийся с помощью специального пропуска. На некоторых дверях нанесены из воска именные печати хранителей той или иной коллекции.

   
   

Фонд деревянной скульптуры расположился в двух небольших помещениях. Несмотря на отсутствие специальной техники, поддерживающей подходящую температуру, это место идеально подходит для хранения дерева благодаря толстым стенам экс-собора, не пропускающим ни свет, ни влагу.

Фонд деревянной скульптуры расположился в двух небольших помещениях Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

«На самом деле, места не очень хватает, – признается Евгения Шабурова, хранитель коллекции Пермской деревянной скульптуры. – Однако пока решаются вопросы о переезде музея, все будет расположено здесь. Что поделать? Привыкла уже! Комфортно».

Евгения Шабурова, хранитель коллекции Пермской деревянной скульптуры Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

Всего в запасе и в представленной перед гостями экспозиции – около 500 скульптур. К слову, основная коллекция выставлена на третьем этаже в подкупольной части галереи. Там представлено более 60 предметов: в основном, иконостасная скульптура. Большая часть была собрана в 1920-е годы во время экспедиции по северу Пермского края.

Деревянные скульптуры расположились на стене Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

Самые ранние сюжеты – это изображение Николая Можайского с мечом и церковью в руках, защитника православной веры. Очень много представлено так называемых «Сидящих Спасителей». Большая часть скульптуры не вошла в постоянную экспозицию и одиноко расположись на лавочке в запасном фонде.

Большинство скульптур так и не вошли в основную коллекцию Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

«Мы иногда делаем замены в экспозиции. Но меняем достаточно редко, так как наверху представлено все самое лучшее, отражающее определенное развитие традиционной православной резьбы и географию ее распространения. Естественно, в фонде также есть очень хорошие скульптуры», – рассказывает хранитель.

Места совсем не хватает Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

Каждый экземпляр помечен специальной маркировкой – указан номер в соответствии с инвентарной книгой, главным учетным документом галереи. 

   
   
Каждый экземпляр помечен специальной маркировкой – указан номер в соответствии с инвентарной книгой Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

До наших дней дошли имена резчиков, создававших Пермскую деревянную скульптуру. К примеру, в 19 веке в деревне Габова Карагайского района жил мастер Никон Кирьянов. Он не был профессиональным художником; для него это было как хобби. Распятие, окруженное 34 головами Херувимов – одна из его неподражаемых работ, на данный момент хранящаяся в фонде.  

Распятие, окруженное 34 головами Херувимов . Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

В 2010 году был беспрецедентный выезд деревянных скульптур в Лион (Франция). Около 40 изображений «пермских богов» отправились за пределы края.

Большая часть привезена из собранных в 1920-ые годы экспедиций с севера Пермского края Фото: АиФ-Прикамье / Дмитрий Овчинников

«Мы хотели бы чаще демонстрировать наше достояние другим странам или соседним регионам. Но не каждый музей готов платить за такие выставки, так как транспортировка наших деревянных скульптур обходится в солидные деньги», – грустно говорит Евгения.

Смотрите также: