Александр Велединский: «Из книги Иванова можно было сделать сериал»

7 ноября в широком прокате выходит долгожданный фильм «Географ глобус пропил». Для пермяков эта кинолента была особо ожидаема, так как она снята по одноименному роману нашего земляка Алексея Иванова. Съемки проходили в Перми в одной из школ Закамска, сплав снимали на реке Усьва. Мрачный седой Урал стал прекрасной декорацией к этой истории.

   
   

Режиссер Александр Велединский рассказал корреспонденту «АиФ-Прикамье» об образе главного героя Служкина и о том, насколько сильно картина отличается от романа Алексея Иванова.

Елена Мокрушина, «АиФ-Прикамье»: – Фильм уже увидели зрители в Нью-Йорке, Торонто, в Сочи на фестивале «Кинотавр». Какую реакцию ожидаете от пермяков?

Александр Велединский: – Надеюсь,  что здесь она будет, как минимум, похожая. Реакция была просто сумасшедшая – у меня других слов нет. Билеты продавались за неделю – за две до начала показов. Люди сидели на ступеньках, на балконах, ломились в зал. Это нас очень радует. Кто не попал – тот еще может посмотреть фильм в прокате.

– Как считаете, что определило успех «Географа»?

– Во-первых, замечательный роман Алексея Иванова. И герой, которого он описал. А второе – наверное, мы попали в некие зрительские ожидания. Люди устали от «стрелялок» и бесконечных фильмов о войне. И вдруг появляется фильм о дружбе, о любви. Причем, о странной любви – ученицы и учителя. Хотя этим дело не ограничивается. Там идет речь о любви во вселенском смысле, в христианском.

   
   
Режиссер Александр Велединский. Фото: АиФ / Сергей Пьянков

– А выбранное время изложения – 90-е годы?

– У нас действие картины происходит в наше время. Мы принципиально не пошли в 90-е годы. 90-е остались у нас годами, из которых все вышли. Дети, которые родились в эти годы. И сам главный герой, который мужал в эти годы. Мы подняли его возрастную планку: Служкин в фильме старше лет на 12, по сравнению со Служкиным в романе. Какой смысл делать еще одно кино про 90-е? Исторический фильм – зачем? Этот герой живет во все времена. Это герой, который вышел из «Шинели» Гоголя, сюртуков Чехова и дивана Обломова.

– Вы имеете в виду маленького человека?

– Маленький человек – мне вообще не нравится такое название. При всей своей неустроенности, это сильный человек, который сумел сохранить свою душу. И детей он научил не географии, а именно этому. Проходить погори на сплаве – все это фигня. Самое главное – сохранить свою душу. Мы живем во времена, когда телу уделяется больше внимания, чем душе. А вот Служкин – это человек, который никогда не делает подлостей, не говорит пафосных фраз, но он думает о душе и о других. Что такое интеллигентный человек? Интеллигент, по определению Василия Шукшина, – это человек, который переживает чужую боль, как свою. Это не зависит от того, сколько ты классов закончил, сколько у тебя высших образований. Вот у меня два высших образования, и я не считаю себя интеллигентным человеком.

– Каким образом Алексей Иванов принимал участие в съемках?

– Практически никак, кроме того, что мы встречались до съемок. Я ему сказал, что перенесу действие картины из 90-х годов в наше время, на что он ответил: «Да, конечно, вы вольны это делать». И что у нас будет играть Хабенский, а это немного не тот возраст. И еще я попросил его написать один монолог про Каму, про Пермь, и часть этого монолога вошла в картину.

– Экранизация обычно не слишком глубоко раскрывает суть книги. Вам удалось избежать этого?

– Литература – это литература, кино – это кино. Часто говорят: «Литература и искусство», потому что литература всегда важнее, чем искусство. Кино – это технология. Оно иногда становится искусством, но это очень редко случается. Экранизация не исчерпывается переносом сюжетных линий. Как правило, становится очень скучно, когда роман полностью экранизируется. Я, например, такое кино смотреть не могу и никогда не смотрю. Исключение – сериал.

Из романа Алексея Иванова можно было сделать прекрасный сериал. Серий на 12-16, если все учесть. Но мы делали кино, и поэтому заранее сказали: этих персонажей не будет, этих мы объединяем, этим мы меняем профессию. Важно сохранить дух, героя не по возрасту, а интонационно, передать его отношение к жизни. Сам Иванов остался очень доволен, в полном восторге вышел из зала. Сказал, что счастлив. И у меня упала гора с плеч.

Режиссер Велединский и актеры Анфиса Черных и Александр Робак. Фото: АиФ / Сергей Пьянков

– В фильме будет много пермской природы?

– Один из главных героев фильма – это, безусловно, седой Урал. Мы снимали сплав в 200 км от Перми. Это поселок Усьва, река Усьва. Нам прекрасно помогали местные жители.

– Сложно ли было снимать сплав?

– Проблема в том, что эта река полноводна две недели в году. А у нас было запланировано на съемки эпизодов в реке 12 дней.  И при этом подготовиться на 100% мы не могли. Конечно, что-то придумали заранее. Сделали плот с мотором, на котором параллельно с актерами плыла съемочная группа (камеры, режиссер, операторы, звук). Но не всегда работал мотор, еще погода менялась, порой, во время дубля раза по четыре. Но это это был кайф, такое приключение! Не знаю, испытаю ли я такое еще в своей жизни. 

Смотрите также: