Анатолий Чубайс: власти начали модернизацию, интеллигенты должны закончить

   
   

У Анатолия Борисовича, по его словам, был непростой выбор: ехать на подобный форум  на юг  в Сочи  или же повернуть на восток  в Пермь.  Он выбрал второе.   Привлекла не просто формулировка  темы: новая экономика и модернизация региона. Словом «модернизация», этим   затертым меседжем из Кремля, сегодня никого не удивишь.  

Как подчеркнул Анатолий Брисович,   в Перми предложен нестандартный заход в инновационный процессы – через культуру.  Бурные процессы, столкновения, борьбу  он считает   положительными для развития территории.

В Перми необычна и сама конструкция  взаимодействия. Она - менеджерская.  Целевую программу  по сотрудничеству с Пермским краем  курирует  управляющий директор РОСНАНО Александр Кондрашов. Он же - советник губернатора Олега Чиркунова. В Перми  открыт проектный офис  корпораци.  Создан региональный венчурный фонд. Правда,  по словам Чубайса,  ошиблись при выборе управляющей компании, но ошибку исправят. Для управления венчурными фондами  должны привлекаться  кампании мирового уровня.

Но, несмотря на ошибки, сотрудничество движется вперед. На экономическом форуме госкорпорация «Роснано» и пермская компания «Новомет»  представили крупнейший проект в нефтяной отрасли. В  него будет вложено 18,5 млрд. рублей. Из них доля госкорпорация «Роснано»  составит порядка  4 млрд. рублей. Лысьвенский завод по производству  светодиодных изделий «Свет» также будет включен в программу.    Это хороший объем для старта.

-Мы видим, как несколько регионов выстроились перед рывком.  И мы получим неожиданные результаты.  Явные лидеры станут опускаться, а   доселе депрессивные - подниматься. Татарстан, Томск, Новосибирск- это  сегодня лидеры  модернизации. Неожиданно  быстро и интересно развиваются Якутия и Мордовия. Хорошо продвигаются Пермь и Екатеринбур, -  сказал Чубайс.

На федеральном уровне   приняты все  организационные решения для модернизации экономики. Идет преобразование законодательства. Начата реализация нескольких проектов. Например,   "Зеленый коридор для инновационной продукции".  Создается  Сколково. В  стране запущено 82 инновационные проекта. На это выделено 123 млрд  собственных средств регионов и 180 млрд рублей  из федерального бюджета.  

Четыре региона включены в программу по созданию    наноцентров. Наноцентр – это такой завод по производству бизнесов, где по  последнему слову техники будут оборудованы   помещения, которые РОСНАНО готово предоставлять на правах аренды  частному бизнесу.   Предполагается переподготовка кадров на конкурсной основе.  В 13 субъектах  будет запущен 31 образовательный проект.  То  есть политический импульс  в стране задан. Началась "смена вех". Но, по мнению главного российского реформатора, точечного региоонального опыта недостаточно.

- Из всего этого не складывается инновационной стратегии.  Я не  вижу теоретических исследований, системного анализа потенциала регионов, стройной модели  модернизации, - признался Чубайс.

Взаимодействие между  властью и  учеными   в России традиционно  очень непростое. Иван Павлов, Николай Вавилов, Сергей Королев, Андрей Сахаров, Петр Капица- вот далеко не полный перечень светил, пострадавших  от правителей.  Вместе с тем,  непростые отношения и между учеными и властью не распространялись на отношение к стране.  Теоретики и конструкторы  работали здесь, они были преданы родине.

В других странах отношения между новаторами и  официальными правителями  тоже  далеко не идеальны. Однако там  противоречия не тормозят, а стимулируют развитие. Чубайс  привел два примера.   Первый:  конфликт между  официальными властями США и Силиконовой долиной. В  научной деревне  презирают  классические костюмы, разрабатывают  проекты на салфетках, а Вашингтон называют средоточием тупиц. В свою очередь, официальная власть США недолюбливает  свободных и отвязных гениев.  Но противостояние между учеными и чиновниками  не  только не мешает развитию страны, а напротив, является его необходимым условием.  

Другой пример  - рождение  научно-технологического парка  София-Антиполис во Франции. Создал его Пьер Лафит. Территорию  в две с половиной тысячи гектаров  (это был просто  лес) он превратил в  город солнца. Более двух десятков тысяч человек трудятся  в  институтах,  научных лабораториях. Они  ведут исследования,  преподают, обмениваются опытом. Лафит осуществил мечту не благодаря, а вопреки властям, с которыми очень долго боролся, прежде чем получил добро на  безумный проект.  И даже  не  для   науки он это сделал, а  ради ... своей  первой жены Софии. Кстати, родом она из России.

А что в России? А в России...  регионы тоже готовы к старту. И власть вроде бы дает отмашку. Четвертый сон Веры Павловны,  эта греза  о технопарке, созданная, Чернышевским и сведшая с ума Владимира Ульянова,  кажется, готова осуществиться.  Если  за это взялся Чубайс,  саду точно цвесть.  Но,  по мнению Анатолия Борисовича,  для  модернизации в России есть  серьезное препятсвие...   В обществе   доминируют настроения  отторжения, неверия в реформы и власть. Чубайс говорит,  что нам надо оглянуться на собственную страну, найти опору.   В случае если, победит отторжение,   неизбежна   деградациия. И наоборот, если победит вера в страну, это направит нас на путь инновации. А вера  базируется  на культуре. «Интеллигенция и модернизация» - вот тезис, определяющий успех или неуспех реформ.

Смотрите также: