Китайские бренды вновь лидируют в продажах на российском авторынке

Senivpetro / ru.freepik.com

Бренды из Поднебесной преодолели 60% на рынке авто-продаж в России и установили новый рекорд. При этом, затраты на покупку премиальных автомобилей снизились, а массовых – увеличились.

   
   

«Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую ёмкость по итогам октября 2023 года. Исследование показало, что в октябре россияне потратили на покупку новых машин 339,7 млрд рублей. Это на 1,6% больше, чем месяцем ранее, и в 3,4 раза выше уровня годичной давности. Всего за 10 месяцев 2023 года на покупку новых машин в России было потрачено 2,42 трлн рублей. Эксперты считают, что в конце декабря эта сумма дойдёт до 3 трлн рублей.

По сравнению с предыдущим месяцем затраты на покупку премиальных автомобилей снизились, а массовых — увеличились. Так, в октябре было продано 2,9 тыс. новых машин премиум-класса (включая люксовые марки). Потрачено на них было 40,9 млрд рублей. Это на 9,2% меньше, чем в сентябре. А машины массового сегмента были проданы в количестве 109,3 тыс. единиц на сумму 298,8 млрд рублей. И по сравнению с сентябрём затраты по ним выросли на 3,3%. Как следствие, за месяц доля премиального сегмента в финансовой емкости снизилась с 13,5% (в сентябре) до 12% (в октябре), а массового, соответственно, увеличилась — с 86,5% до 88%.

В октябре установлен новый рекорд по объёму затраченных средств на покупку китайских автомобилей. За месяц их было реализовано в количестве 62,3 тыс. экземпляров на сумму 209,6 млрд рублей.

Другие участники рынка уступают лидеру в разы. Например, покупка автомобилей отечественных марок в октябре обошлась в 42,8 млрд рублей, европейских — в 37,1 млрд рублей, японских — в 27,2 млрд рублей, корейских — в 16,9 млрд рублей, американских —в 5,6 млрд рублей.

Кроссоверы и внедорожники всё ещё собирают самые большие суммы продаж. Три четверти денег ушло именно в этом направлении. Сегмент SUV снова оказался самым популярным на российском рынке. В октябре было продано 72,4 тыс. новых кроссоверов и внедорожников на 255,5 млрд рублей. Таким образом, на долю сегмента SUV в октябре пришлось 64,5% всего объёма реализации и 75,2% финансовой ёмкости.

Вторыми по популярности в нашей стране остаются автомобили В-класса. За месяц было продано 27,8 тыс. таких машин на сумму 32,4 млрд рублей. Их доля составила 24,8% в объёме рынка и 9,5% в структуре затрат. Суммарно же этим двум сегментам (SUV и B) принадлежит примерно 90% реализованных машин и почти 85% потраченных денег.

   
   

«В октябре сумма денег, потраченных россиянами на покупку новых машин, достигла 340 млрд рублей. Это на 6 миллиардов больше, чем в сентябре, но всё же уступает рекордному показателю августа, который составил 344 млрд рублей. Будет ли в этом году установлен новый рекорд за месяц, во многом зависит от того, как поведёт себя рынок. Больше предпосылок для этого существует в декабре, поскольку в ноябре продажи автомобилей, как правило, «проседают», а в конце года традиционно наблюдается их скачок», — считает руководитель банка Марина Дембицкая.

«Одной из причин увеличения финансовой ёмкости в октябре является изменение структуры рынка новых легковых автомобилей. Так, в прошлом месяце подросла доля продаж «китайцев», которые имеют более высокую средневзвешенную цену. В свою очередь, рыночная доля машин отечественных марок, обладающих заметно меньшей стоимостью, снизилась. Именно китайские и российские бренды сегодня формируют структуру рынка — им принадлежит порядка 90% всего объёма реализации. Поэтому в зависимости от перекоса в ту или иную сторону меняется и сумма затрат на покупку автомобилей», — объясняет исполнительный директор статистического агентства Сергей Удалов.