Статья по теме
Школа, ребенок, семья
Цель, как обычно, благая: переход от «морально устаревшего» заполнения педагогами журналов к современной системе учета детской посещаемости.
Каждый ребенок, записавшийся в муниципальный кружок, сможет теперь получить персональную электронную карту (а вместе с ней - бюджетную квоту на оплату дополнительного образования в размере 10 тыс. рублей в год). Придя на занятия, ученик должен подойти к специальному терминалу, поднести карту к считывающему устройству – отметить своё посещение.
Отныне невозможны «приписки» в журнале, хорошо видно, какие секции и кружки не востребованы, а значит – «лишние»... Посещаемость детей станет главным аргументом при формировании муниципального задания.
Красиво выглядит в теории, не правда ли? Так, может, не права Пермская городская дума? Она, как известно, не одобрила этот проект, отказалась выделить на его исполнение 380 млн. рублей. (И городской департамент образования изыскал собственные финансовые резервы. )
На деле, подтвердились худшие опасения депутатов и педагогов. Учебный процесс всё больше превращается в пересчёт детей. Плохо ученикам: они не роботы, а посему имеют обыкновение карты терять, забывать. Плохо родителям: переход в другой кружок оборачивается хождением по мукам, а восстановление карты тоже дело хлопотное. Плохо педагогам: им некогда думать о творчестве и воспитании - справиться бы с функцией учётчика…
Попав в зависимость от случайного выбора детей, педагоги оказались социально не защищены. При новой системе могут исчезнуть целые направления детского творчества.
Останутся ли в Перми бесплатные кружки?
Педагоги, родители и дети не разделяют восторгов департамента образования по поводу введения электронных карт в дополнительном образовании.
Бунт на корабле?
Получив отказ в финансировании эксперимента от законодательной власти, городской департамент образования не растерялся. Изыскал собственные резервы. 18 млн. рублей – в эту сумму входит установка терминалов и выпуск карт, а также стоимость программного продукта, позволяющего обеспечить электронный учёт.
Ещё до начала эксперимента взбунтовались заслуженные педагоги. В адрес президента Медведева было отправлено коллективное письмо, в котором научно-педагогическая общественность выразила свои опасения:
- Оплата разовой услуги вместо системного дополнительного образования провоцирует ребенка на получение сиюминутного удовольствия, не предполагающего волевых усилий, нравственного выбора и саморазвития.
- Введение реформы грозит потерей детей из неблагополучных семей, т. к. при отсутствии родительского контроля невозможно системное посещение занятий, при потере карты — ее восстановление.
- Новая система оплаты ставит под угрозу существование многоуровневых комплексных программ, по которым занимаются талантливые дети, имеющие неоспоримые успехи.
- Оплата труда педагога оказывается в прямой зависимости от случайных обстоятельств. Хаотичный «рынок» дополнительных образовательных услуг, определяемый беспорядочным выбором детей, не обеспечивает формирование фонда оплаты труда и таким образом лишает педагогов социальных гарантий. Это может привести к оттоку кадров. Город навсегда потеряет уникальный кадровый потенциал педагогов-подвижников, восстановить который будет невозможно».
По «замечательной» традиции это письмо было спущено из администрации Президента… в местное министерство образования с визой: разобраться. И «разобрались»: пропесочили авторов письма.
Время уходит в песок
В прошлом году руководство департамента образования торжественно заявило о том, что обладателями электронных карточек станут все школьники Перми уже в начале 2010-2011-го учебного года. Но сроки перехода на нововый порядок финансирования оказались нереальными. И их перенесли на апрель. А потом - на май.
Наступило время сумасшедшего аврала. Педагогов обязали сфотографировать каждого ребёнка. На плечи руководителей отделов учреждений дополнительного образования легла забота по формированию базы данных. Им слово (чтобы не справоцировать преследований, мы вынуждены приводить их высказывания на условиях анонимности):
- Карты переделывали по 2-3-раза, ведь многие из них оказались бракованными. К примеру, получаем карту – на ней фотография мальчика, а данные - девочки. Перепутаны буквы, некоторые дети ошибочно прикреплены к совершенно другим коллективам... Обычное дело: приходилось оставаться до 10 вечера, работать в выходные. Однажды я вообще не ушла домой с работы, так и просидела с карточками всю ночь.
- Совсем не стало времени на сам учебный процесс. С утра до вечера занимаемся карточками. Тот, кто проектировал эту систему, совершенно не имеет представления о специфике дополнительного образования. У нас процесс очень подвижный: походы, концерты, фестивали, соревнования. Как во время всех этих выездных мероприятий отмечать детей? Приходится писать специальные приказы, составлять бесконечные списки… Время уходит в песок.
- Дети карточки забывают. И тогда педагог бежит к руководителю, чтобы сделать отметку при помощи дежурной карты. Дети карты теряют. И тогда всё нужно оформлять заново (а родителю придётся выложить за это удовольствие 300 рублей). Если ребёнок опоздал и поэтому не отметился в строго определённое время, трудно доказать, что он действительно присутствовал. Если ученик шутки ради проведёт карточкой по считывающему устройству «не в своё время», у всей группы отмечается «Н» (отсутствовал) – так уж устроена система.
- Если нет 80%-ной посещаемости, автоматически урезается муниципальное задание, а значит, уменьшается финансирование учреждения дополнительного образования. Но такая высокая посещаемость зачастую невозможна! Если у ребёнка контрольная работа или какое-то мероприятие в школе, он, конечно, не пойдёт в этот день в кружок. Почему за это должен быть наказан рублём педагог?
Типичная ситуация: ребёнок приходит в кружок или секцию, а потом понимает, что это не его призвание. И через пару недель уходит. А педагоги уже завели на него карточку. И теперь её нужно выводить из базы … А это – волокита, от которой страдает и педагог, и ученик. На то и дополнительное образование, чтобы ребёнок искал себя, пробовал развиваться в разных направлениях. Но вместо того чтобы отвлекать детей от улицы, мы экономим на воспитании.
Однажды уже сэкономили. В 2003 году были введены именные сертификаты, дающие право на бесплатное посещение только одного кружка. В результате, число бесплатных секций и кружков в Перми сократилось на треть. И сразу же резко возросла детская преступность.
Мёртвые души
Самое печальное, что недобросовестные учреждения научились легко обходить грозную систему контроля. По школам зачастили «доброхоты» от всевозможных клубов с предложением провести пробные занятия кружков. Ребёнок идёт на такое занятие – и не подозревает, что оказался в базе данных. Дальше он может не ходить: государственные деньги за его «обучение» исправно получает недобросовестный коллектив.
А открепиться не пробовали? Запаситесь терпением! Так просто вам «деньги» вашего ребёнка могут и не отдать. Мальчика, который захотел заниматься шахматами во Дворце творчества юных, из прежнего клуба открепляли 1, 5 месяца.
- Откровенно тянули время, - говорит бабушка этого ученика, Анна Аликина. – То специалиста на месте «нет и не будет», то «порядок надо уточнить». Когда после нескольких посещений я начала возмущаться, мне заявили, что смогут открепить ребёнка после того, как пройдет важная проверка…
Ещё одна деталь. Учет услуг дополнительного образования с использованием электронных карт поначалу предполагается использовать только в муниципальных учреждениях дополнительного образования. А вот в дальнейшем к этой системе будут подключены частные фирмы, прошедшие лицензирование.
Не для того ли затеян весь сыр-бор, чтобы допустить частников к «бюджетному пирогу»?
Из ответа департамента образования Перми на запрос еженедельника Аргументы и Факты – Прикамье»: «Пластиковая карта не является платежным инструментом, ее нельзя использовать ни в банкоматах, ни в торговой сети. Если ребенок решил поменять кружок или секцию, карту менять не нужно. В этих случаях на неё будет записана новая информация о предоставляемых услугах. Каждая карточка снабжена прозрачным чехлом, поэтому от большинства механических воздействий она защищена. Карта не содержит элементов питания, и по этой причине срок её службы практически не ограничен. Все оборудование, поставляемое для проекта, имеет необходимые лицензии и сертификаты надежности. За работой оборудования осуществляется постоянный мониторинг. Как только терминал перестает отвечать, для устранения неполадок высылается специалист службы поддержки».
Смотрите также:
- Трудное детство. Как защитить ребёнка от насильников и маньяков? →
- Программное обеспечение без лицензий и регистрации →
- Чему «мучат» в школе? Сомнения пермских родителей →