Я благодарна той маме, которая так переживает за своего ребенка, и, главное, настроена на конкретные действия. Я, как психолог по специальности и мать по семейным обстоятельствам, могу лишь ответить на вопросы, сопряженные с этими темами. Меня задело это письмо, и не только тем, что оно большое по объему и содержательное, написано эмоционально, но и тем, что мой сын прошел к своим 11 годам похожие стадии обучения и проблем, связанных с этим обучением. Он относится как раз к тем, кого таскали за ухо в музыкальной школе, мне точно так же, как и этой маме на определенном этапе пришлось делать выбор между спецшколой и обычной школой.
Действительно, уровень подросткового суицида в последние годы не падает. Да и обстановка в обществе - то кризис, то реорганизация образования, то еще какие-нибудь катаклизмы, этому не способствует. Что делать? Попробую просто описать свою позицию
Для начала соглашусь со всем, что написала нам на сайт мама. Всё обстоит именно так и с нашими спецшколами (сама я заканчивала такую), и с музыкальными школами, где педагоги работают на результат. Степень «наворотов» и связанных с ними придурковатости разная, а, значит, и влияние на содержимое (это я о персонале школ (вплоть до вахтеров) и о школьниках) тоже разное.
Чем выше уровень притязаний, тем сильнее уровень напряженности (как внутренней – в каждом человеке, так и внешней – на уровне школы и межличностного общения). А напряжение, тем более постоянное, несет нашим детям невротизацию, психосоматические заболевания. Да и мы здоровее от всего этого не становимся.
Что делать? Вопрос, знакомый нам с Чернышевского.
Защищать своих детей и стараться почувствовать ситуацию, стараться сохранить контакт со своим ребенком, чтоб сохранить и его и своё психическое здоровье.
Вспоминается мне ситуация с родительского собрания, когда классная руководительница с некоторым недовольством высказывалась о привычке моего сына обо всем спрашивать перед тем, как что-либо выполнить по её поручению. Он спрашивал – а зачем это надо? А почему именно я? А зачем именно сейчас? «Видна мамина работа», - не без упрека в мой адрес прозвучало из уст учителя. Да! Именно так и будет! Мой сын привык, что мы дома обсуждаем значимость и необходимость выполнения того или иного действия. А как же без осознанности?! Пора уходить от совдеповских привычек выполнять всё с первого приказа начальника. Осознанность проживания, разумная экономия своих сил, рациональность поступков лежат в основе здоровой в психическом отношении жизни. Ведь никто не оценит, что вы что-то делаете из последних сил, что вы чем-то пожертвовали ради всеобщего блага. Ещё осудят!
Защищать ребенка! Верить ему!
Я с изумлением и абсолютным доверием отнеслась к словам сына, который мне рассказал о случае рукоприкладства в стенах музыкальной школы. Я, воспитанная в интеллигентной семье, даже слегка подрастерялась, услышав такое. Никогда в семье никто не таскал ребенка за ухо, поэтому он не смог бы такое придумать (этого в его опыте не было). Мне коллеги подсказали: «Пиши жалобу на имя директора. Можешь и в городскую администрацию». Я сделала это! Я делала это впервые! Вопрос был урегулирован на текущий момент, хотя имеет и перспективы для дальнейших изменений. Главное – мой сын почувствовал в очередной раз, что я ему доверяю и готова прийти на помощь. Поэтому на текущий момент удерживаю контакт с ребенком.
Заботясь об образовании сына, мне приходится ломать свои прежние представления и уровень притязаний. Пришлось отказаться от получения свидетельства об окончании музыкальной школы и оставить только спецпредмет ради развития музыкальных способностей сына, кардинально изменить виды дополнительного обучения. Пришлось заранее отказаться от поступления в спецшколу, где посещали курсы для шестилеток… Не надо бояться выглядеть неинтеллигентно, если эта ваша интеллигентность может боком выйти вашему ребенку.
С вопросами о юридической защите я советую Вам обратиться к юристам. Я вам описала свой административный способ реагирования на конфликт.
Что касается грамотного психолога… мой опыт показывает, что медицинские психологи, работающие в структуре психиатрической помощи, несколько грамотнее подходят к некоторым ситуациям, чем педагогические психологи, так как в основе идет понимание личности, способность разграничить психическую норму от психической патологии, увидеть дефект и сохранные сферы (резервы). Подчеркну - это лишь моё мнение.
Уважаемые родители!
Доверяйте своим чувствам и своим детям! Защищайте себя и своих детей! Пробуйте менять!