Леонид Лурье - о лженовациях, эталонах в образовании и зарплатах учителей

   
   

На педагогическом небосклоне Перми его стараниями возник первый лицей для одарённых детей, ставший одним из лучших в стране. Среди выпускников лицея - самые молодые доктора физико-математических наук, ведущие учёные многих стран мира. 

Но теперь судьба подобных уникальных школ - под большим вопросом. Своими тревогами  на этот счёт делится Леонид ЛУРЬЕ - директор лицея № 1 г. Перми. 

Лучшее в истории 

- «Путеводной звездой» для вашего учебного заведения всегда был Царскосельский лицей. Но ведь его постигла незавидная судьба…

- Царскосельский лицей открылся 200 лет тому назад. Этот  юбилей, столь значимый в истории мировой педагогики, остаётся практически незамеченным в нашей стране. По оценкам международных экспертов, образование, которое давал Царскосельский лицей, признано лучшим в истории цивилизации. Тогда впервые была выдвинута цель: подготовка социальных и профессиональных лидеров -  людей творческих, нравственных, свободных. Но результаты образования оказались неожиданными: общество не приняло в качестве своих лидеров свободолюбивых людей, беззаветно преданных Родине. Власть, основанная на тщеславии и тоталитаризме, не допускала инакомыслия. Лицей оказался опасен для правящей верхушки, а потому был обречён на гибель. Его деятельность начали жёстко регламентировать - это было начало конца. Затем вмешалась идеология. Сразу после революции  лицей был закрыт. 
- Повторяется ли история в наше время? 
- В счастливые 90-е годы была дана отмашка: можно. И в стране начали появляться лицеи, претендующие на возрождение былого величия педагогической мысли. Волна демократических перемен требовала воспитания нового типа личности, способной возглавить либерально-демократические преобразования. Всплеск демократических преобразований дал шанс педагогике сотрудничества, ярким учителям-новаторам. Это они совершили переворот в образовании. Но потом чиновники решили «подкорректировать» эти новшества нормативными актами, и произошла подмена  передового опыта, его полное искажение. 
Со временем общество всё больше  откатывается в тоталитаризм - соответственно, становятся  «излишеством» лицеи. Как и в царские времена, умирание лицеев происходит из-за ужесточения контроля, унификации, насаждения грубых экономических форм регламентирования работы учебных заведений. И вот через 20 лет мы столкнулись с тем, что в проекте нового «Закона об образовании» не нашлось места ни для гимназий, ни для лицеев. Охваченное идеей «равенства образовательных возможностей» и многими другими лженовациями, управление образованием отказывается даже от видовых различий общеобразовательных учебных заведений. Лучшие школы именуются теперь «брендовыми». В ряд «брендяшек» встроены очень не похожие друг на друга учебные заведения. Их объединяет только одно: они выдают «образовательные услуги», и родители «готовы платить за них большие деньги». 
Школа=бизнес
- Чиновники не скрывают своих намерений превратить школы в высокодоходные предприятия. 
 - Возникают парадоксы, отражающие пагубность этого пути: платное образование вводится для неплатёжеспособного в своём большинстве населения; базисный учебный план не обеспечивает фундаментальных основ образования. Характерный для учёбы в лицее напряжённый систематический труд, требующий воли и самоотдачи, подменяется лоскутками платных образовательных услуг. Школьная программа перегружается «курсами-завлекалочками», полезными для организации досуга, но размывающими суть образования. Нормативное регулирование препятствует развитию инноваций. Лицеи умирают из-за  того, что система уравниловки не позволяет создать образцы образования, привлечь к сотрудничеству специалистов вузов. 
- Ситуация обостряется тяжёлым материальным положением педагогов? 
- Заработная плата в образовании настолько низкая, что возникает подозрение: не результат  ли это целенаправленного вредительства? Унижать такой зарплатой людей, выполняющих исключительно сложную и ответственную работу, более чем неразумно. Появилось целое поколение учителей, которые не стали авторитетом в обществе, поскольку превратились в интеллигентных бомжей, у которых есть тарелка питательного бобового супа, но нет блеска в глазах. Потому что они подавлены нищетой, не способны быть энтузиастами.  
- Процедура перераспределения зарплат переходит теперь к «третьей стороне» - например, к попечительскому совету. Насколько оправдан такой подход? 
-  Это искажает отношения в образовательном пространстве до такой степени, что начинается заигрывание с родителями. На самом деле родители должны быть дистанцированы от принятия решений, касающихся педколлектива. В противном случае школа становится зависимой. 
Никто, кроме государства, не сможет в полной мере помочь муниципальным образовательным учреждениям. Школа, вопреки насаждаемым представлениям, -   не экономическая среда, не сфера менеджмента и бизнеса, не сфера «услуг». Это среда духовного становления человека.  
- Не слишком ли много у нас развелось лицеев и гимназий? 
- Достаточно и двух лицеев на всю Пермь. Но  должна сохраниться их особенность, уникальность. 
На самом деле школы для одарённых детей есть и в Европе, и в Америке. Но все мои попытки проникнуть туда заканчивались неудачей. Это что-то вроде закрытых предприятий, чьи технологии тщательно оберегаются как национальное достояние. Зато охотнее всего  на Западе показывают, как организовано обучение детей с дефектами в развитии, - такой технологией делиться «не жалко». А мы охотно перенимаем это «образование для дебилов» - в том  числе при тестировании. 
В конечном счёте, нужно выручать не лицеи, которых не так много, а всю систему образования, в которой сейчас отсутствует духовный стержень и государственный взгляд на будущее страны.                             
Досье 
Леонид ЛУРЬЕ - доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования. Сейчас возглавляет лицей №1 Перми.

Смотрите также: