Примерное время чтения: 13 минут
4909

Алло, мы ищем учителя! Почему молодёжь неохотно идёт работать в школу?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Прикамье 30/08/2016
Александр Фирсов / АиФ

Но эти «магниты» работают не всегда. Почему молодёжь не стремится выбрать профессию учителя? С какими вызовами сталкиваются современные педагоги, да и вся система школьного образования? Можно ли получать в школе достойные зарплаты?

Кого не хватает?

Если доверять отчётам краевого минобра, сегодня в прикамских школах каждый пятый учитель – не старше 35 лет. Хотя ещё три года назад таковых было всего 13%. За это же время число учительских вакансий сократилось более чем в три раза (с 7% в 2012 г. до 1,21% в этом. – Авт.).

Подвижки есть, но и кадровый педагогический дефицит никуда не делся. Сегодня особенно не хватает преподавателей иностранных языков, учителей начальных классов и педагогов по физике и математике.

«Большая проблема в Перми – нехватка учителей физики и математики. Их просто мало готовят. Есть трудности с учителями иностранного языка. Но проблема с их дефицитом постепенно решается. Очень хорошие кадры стал готовить педуниверситет. К нам приходят великолепные учителя иностранных языков – подкованные в информационных технологиях, знающие, как использовать Интернет в педагогическом процессе. Даже кино создают на иностранном языке. Появляются отличные молодые историки. Вообще с историками проблем нет – среди них можно даже конкурсы проводить. Но беспокоит, что всё меньше становится учителей среднего возраста – это важный мостик между старшим и молодым поколением педагогов», – говорит Дмитрий Поносов, директор пермской гимназии № 7.

Особенно остро проблема нехватки молодых специалистов стоит во многих сельских школах. Так, до прихода Елены Кичигиной, учительницы русского языка и литературы, в Верх-Язьвенскую школу молодых педагогов в этом красновишерском селе не видели лет десять.

«Главная проблема в сельских школах – небольшое количество учеников. Сегодня в классе в среднем учится 7-9 человек. Как известно, финансирование у нас подушевое. Если ведёшь урок в классе, где 10 учеников, то получишь одну зарплату. А если в классе учится 20 человек, то уже в два раза больше. Но для учителя разницы почти нет: готовишься к уроку одинаково и времени тратишь столько же. Вот эту систему хотелось бы изменить. Давали бы нормальную ставку, и всё. Иначе из-за небольших зарплат (а у наших учителей она в среднем – 15 тыс. руб.) будет и дальше расти дефицит учителей. У нас по этой причине уволился физрук в этом году. Также сегодня нашей школе требуются учителя химии и физики», – говорит Елена Кичигина.

Как признают многие эксперты, очень больно по призыву молодых учителей в сельские школы ударила отмена отсрочки от армии. Более действенного «магнита» с тех пор не придумали.

«Молодые старушки»

Но мало привлечь молодого специалиста в школу. Ещё важнее, чтобы он пришёлся ко двору, а не отбывал номер и не утёк в первый же учебный год.

По словам пермяка Бориса Шешняева, бывшего координатора и преподавателя курсов переподготовки учителей, пока сохраняется ситуация отрицательного отбора, когда в педуниверситеты поступают абитуриенты, которые не смогли попасть в более престижные вузы.

Фото: АиФ

«Особенно это касается технических и естественно-научных специальностей: лучшие выпускники школ чаще выбирают профильные вузы. Понятно, что после его окончания они вряд ли пойдут трудиться в школу, когда на рынке труда не хватает инженеров и предлагают более достойные зарплаты. К тому же у них нет педагогического образования, а со следующего года все учителя по новым требованиям должны его иметь», – говорит Борис Шешняев.

Другая проблема – студентам, которые в будущем становятся учителями, не хватает педагогического опыта.

«Существующей в вузах практики недостаточно, чтобы понять и научиться тому, как преподавать, как вести себя и владеть аудиторией. Студенты ведь практику обычно проходят в топовых и хороших школах, где учатся ребята с неплохим уровнем знаний и интеллектом, адекватно и нормально настроенные к педагогу. Но после вуза не все молодые учителя попадают в хорошие школы, чаще всего их ждёт ужасная среда с точки зрения подопечных. Поэтому многие не выдерживают и уходят из школы. На мой взгляд, современным студентам слабовато преподают возрастную психологию. Они часто не понимают и не учитывают возрастных особенностей при преподавании. И ещё, похоже, их не предупреждают, что учителей ждёт немало бумажной волокиты. Многие к этому оказываются не готовы. Мне кажется, что сегодня надо как-то расчищать эти авгиевы бюрократические конюшни для учителей. Иначе даже здравые вещи превращаются в бесполезную формальность. Вот педагогов заставляют готовить технологическую карту урока, но часто они её делают ради отписки, для проверяющих органов. Хотя грамотно составленная карта урока – половина успеха», – поясняет Борис Шешняев.

А ещё его удивляет, что начинающие учителя не всегда готовы шагать в ногу со временем.

«Поражает, как быстро молодые педагоги начинают работать по авторитарному принципу, воспроизводя старших коллег, стилистику советского учителя. Мы их называем ещё «молодые старушки». А что сегодня, в эпоху Интернета, когда учитель перестал быть единственным носителем знаний, нужно от преподавателя? А требуется ребёнка научить учиться, чтобы он мог сам ориентироваться в мире знаний. Многие учителя сегодня жалуются, что трудно замотивировать детей учиться. Нередко это возникает из-за того, что педагоги просто не знают, чем живёт подрастающее поколение. Вот и помогает советский авторитарный подход. Как ни странно, ЕГЭ только способствует его живучести. Ведь подготовка к госэкзаменам сводится часто к муштре. И здесь авторитарные учителя-стажисты достигают хороших результатов у своих учеников», – добавляет Борис Шешняев.

Призвание и зарплата

Работать в школе непросто. И это одна из главных причин, почему молодые люди не стремятся выучиться на педагога и идти в преподаватели после вуза. А если и приходят, то надолго не задерживаются. Тут с премьером Дмитрием Медведевым не поспоришь: педагог – это действительно призвание.

«В школе надо пахать. Плюс многие молодые преподаватели по своим личностным качествам просто к школе не готовы. А если они ещё и воспринимают её как место, куда можно прийти, если ты нигде не смог трудоустроиться, то вообще беда. Такие люди у нас не задерживаются. Какой я вижу выход из этой ситуации? Школа должна идти в вузы. Надо студентов третьего курса интегрировать в школу, искать учителей на защитах дипломов. Например, ты заприметил практиканта-третьекурсника, увидел в нём божью искру и учительский талант – сделай ему заказ, предложи разработать конкретную тему. Чтобы он к выпуску из вуза уже подготовил авторский курс по предмету. И мы стараемся так делать – подыскивать кадры среди студентов. Призвание – очень важная вещь. Вот сейчас все взъелись на премьер-министра Дмитрия Медведева. Мне кажется, его слова вырвали из контекста. Ведь правда же: если ты не имеешь внутреннего настроя служить детям, если тебе нечего им сказать и ты пришёл в школу только зарабатывать деньги, то лучше сразу податься в другие сферы», – добавляет Дмитрий Поносов.

По его словам, сегодня зарплаты в сфере образования вполне могут конкурировать с другими отраслями.

«Сейчас средняя зарплата в школах неплохая. Но у учителей-стажистов. Понятно, что молодой специалист в первые годы больших денег не получит. Но если у него есть призвание и желание учить детей, то через 3-4 года это уже учитель высшей категории, который реализовался, социально защищён и получает деньги, вполне сопоставимые с зарплатами инженеров, продавцов. Это представитель нормального среднего класса», – убеждён Дмитрий Поносов.

Комментарии

Сергей Гринкевич, учитель географии МОУ «Кыновская школа № 65»:

«Мы с женой – сельские учителя. И я хорошо помню, как в 90-е и начале нулевых свободной копейки в доме не было. Но в последние годы чувствуем, что полегче стало. Несмотря на инфляцию и непростую экономическую ситуацию, учителя сегодня не жалуются на бедность. Я, сельский педагог, получаю чистыми около 30 тыс. руб. Да, у меня большой стаж (26 лет. – Авт.), высокая категория и я работаю на две полные ставки (36 часов в неделю. – Авт.) в двух школах. И мы сегодня можем содержать нашу семью. Старший сын уже отучился в пермском вузе, двое детей ещё учатся. Надеюсь, что и младшую дочку выучим в университете.

И я горжусь своей профессией. Сейчас многие сетуют, что изменилось отношение учеников и родителей к учителю. Но я убеждён, что многое зависит от личности педагога. Если ты интересен ученикам как личность и преподаватель, то они к тебе потянутся. И необходимость готовить ребят к ЕГЭ, а я сторонник этой системы, этому не помешает. На прошлой неделе мы с ребятами сходили в несколько экспедиций по р. Чусовой. Взяли пробы окаменелостей на наших скалах-бойцах, провели экспедицию в пещеру. Ученики с удовольствием забрались в неё, взяли пробы грунта. Будем с ними составлять план этой пещеры, писать исследования. Если это им и мне интересно, то никакое ЕГЭ не мешает нам этим заниматься.

К сожалению, молодёжь не идёт в сельские школы. Но мы видим, что сегодня власти пытаются решить эту проблему. Двумя руками за программу «Мобильный учитель», когда педагогу выделяют автомобиль для поездок в сельские школы. Это правильный подход: удобнее одному учителю приехать в глубинку к детям, чем всех учеников везти в другой посёлок или город».

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

«В своё время, когда зарплаты у учителей были очень маленькие (сегодня их всё-таки вывели на достойный уровень), общалась с пятикурсниками педуниверситета. Обсуждали с ними, по каким причинам они не хотят идти в школу. И размер зарплаты среди причин был на седьмом месте. А на первом то, что они не смогли справиться с классом, не нашли общий язык с детьми. По себе знаю, что если ученики тебя не слушают, работа не в радость, ты её просто ненавидишь. Я пришла в школу с красным дипломом университета. Я всё на свете знала, но первые полгода не было контакта с классом. После урока я выходила в коридор и рыдала.

На всю жизнь запомнила день 10 декабря, когда всё изменилось. Вдруг в классе наступила полная тишина. Мы изучали тему про грибы, и я им рассказала всё, что знаю про них. Ученики увидели, что им со мной интересно. Я осталась в школе. Мы подружились с ребятами на всю жизнь. Спустя десять лет на встрече они раскрыли секрет той неожиданной тишины: оказалось, ученики поспорили, сколько полосок на моей новой юбке. И пока класс считал полоски, мне удалось завладеть их вниманием, влюбить в мой предмет».

Ольга Якимова, выпускница ПГНИУ, бизнес-тренер:

«Открою страшную тайну для старшеклассников и их родителей: учитель сегодня офигенно классная профессия. Идите в педагоги!

В том числе и потому, что туда никто не идёт. Вернее идут, но только чтобы получить дипломные корочки и стать потом менеджером по продажам. А не с искренней мыслью: «Как же я хочу учить детей!» Как-то встречалась со студентами одного московского педвуза. Спрашиваю парня: «Зачем пошёл учиться на педагога?» В ответ услышала: «Потому что на журфак не поступил». Печально, конечно.

Много общаюсь и со школьниками на разных форумах. За последние пять лет мне не встретился ни один школьник, который хотел бы стать учителем. Это самое ужасное. В последние десятилетия мы сделали страшную вещь – настолько депопуляризировали профессию учителя, что в этой сфере появляется множество случайных людей.

Пришла пора собирать камни. Да, в сфере педагогики сегодня есть свои сложности и проблемы, но они вполне решаемые. По моим данным, будут востребованы учителя информатики и физики, химии и математики, иностранных языков – особенно китайского. Сегодня в этой сфере невысокая конкуренция среди специалистов, а это значит, что легче сделать карьеру и стать высококлассным учителем. Поверьте, без работы и зарплаты вы не останетесь. Но идите с искренним желанием преподавать в школе.

А ещё хочу низко поклониться действующим педагогам, которые, несмотря на всё, что творится с нашим обществом и людьми, продолжают добросовестно учить детей. Довелось побывать в вашей шкуре и вести лекции для школьников. Я не понимаю, как вы вообще справляетесь с ними, как наводите дисциплину. Снимаю шляпу!»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах