Примерное время чтения: 7 минут
93

Школа устала от реформ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Прикамье 05/10/2011

МАРИНА ДЕМИДОВА окончила пермскую гимназию № 17 с золотой медалью. А получив педагогическое образование, вернулась сюда вести необычный по тем временам предмет - информатику. И вскоре стала одним из лучших педагогов края. 
Ученики относятся к ней с обожанием. И пишут ЕГЭ по информатике в среднем… на 88 баллов! Побеждают на всевозможных олимпиадах. Среди её питомцев - Артём Разумков, победитель всероссийского инновационного форума «Россия, вперёд!», получивший из рук Президента России национальную премию им. Зворыкина в области инноваций. 
Школу губят бюрократы 
- Марина Викторовна, не секрет, что учителя в нашей стране вынуждены бороться за выживание. Не обидно за профессию? 
- Педагогом я стала по призванию. Но, поступая в Московский пединститут, и предположить не могла, что когда-то нам придётся выходить на митинги в защиту детей, образования. Школа устала от бесконечных модернизаций. Учителям не дают нормально, качественно работать - всё время что-то меняют. Хотя, на мой взгляд, нужно провести только одну модернизацию: сделать зарплату достойной. Пока учитель нищенствует, никакие новшества (на которые государство тратит немалые средства) не принесут пользы. 
- Как вам нравится новая форма аттестации педагогов? 
- Это очередное унижение учителя. Какова цель этого нововведения? Если эта цель - развалить образование, то всё делается правильно. 
Те вопросы, которые задаются при аттестации, никак не связаны с профессиональной деятельностью учителя. Список литературы - на пяти страницах мелким шрифтом. Чтобы одолеть эти талмуды, нужно целиком забросить свою профессиональную деятельность. Зачем учителю знать наизусть бесполезные цифры по психологии и педагогике?
 Как оценивается портфолио педагогов - вообще секрет за семью печатями, система абсолютно не прозрачна. Требуется предоставить невероятное количество справок. Например, отчитаться о работе с родителями, предоставить их отзывы. Выходит, после любого разговора с родителем теперь нужно просить: напишите отзыв о нашей беседе, поставьте мне оценочку… Во что превращается наша работа? 
- Очевидно, в цирк. 
- Вот именно. И самое страшное, что я не вижу выхода, как остановить этот процесс. Никто на наши мнения не реагирует. Просто руки опускаются… Учителя-стажисты предупреждают: вот кончится срок их аттестации, и они уйдут. Потому что бюрократизм зашкаливает. А власти придумали миф и сами в него поверили: будто пенсионеры занимают места в школах и не дают дорогу молодым. Но вы вообще видели очереди из молодых специалистов, желающих работать в школе? Так вот, если уйдут стажисты, школу можно будет закрывать. Это на их таланте, опыте, подвижничестве ещё держится наше образование. 
Образование зашло в тупик?
- Насколько прижились в школе электронные дневники? 
- Средний возраст учительства - 50 лет. В таком возрасте нелегко овладеть компьютерной грамотностью. И если уж мы хотим всех учителей приобщить к заполнению электронных дневников, система должна быть привычной - очень похожей на тот журнал, который всю жизнь заполняли педагоги. Не тут-то было! Навигация электронных дневников очень сложная. Ещё и сам сайт очень медленный. Нажимаешь кнопку - и 20 минут ждёшь, пока загрузится. Чтобы ввести три оценки, тратишь час. Когда я задавала вопросы разработчикам, они ничего не смогли мне ответить. 
Оплата, которую учитель получает за заполнение одного электронного дневника, - 400 руб. в год. Но производится она в том случае, если такой дневник будет заполнен всеми учителями. Если хотя бы один педагог не проставит оценки, работа всех остальных становится бесплатной. Что за совковый подход? Мало того, деньги за электронные дневники перечисляются нерегулярно. 
В чём цель компьютеризации, автоматизации? Облегчить труд человека. У нас получается всё наоборот: появление электронного журнала серьёзно усложнило жизнь учителя. 
- Да и родители не в восторге. От них требуется ежедневное посещение этого сайта, да ещё по двум логинам: за себя и за ребёнка. Хотя необходимости столь частого посещения, как правило, нет. Кому это нужно - красть наше время? Разработчикам - для доказательства эффективности расходования бюджетных средств? 
- Вопрос о том, кому это нужно, - особый в нашей стране. Почему-то все инновации у нас внедряются удивительным способом. Сегодня написали приказ - завтра внедрили. И не важно: готовы - не готовы, созданы ли необходимые условия, «сырая» идея или нет. Странная управленческая технология, которая меня всегда поражала: инновации внедряются при помощи «начальственного крика». Мы потопаем ногами - авось кто-нибудь что-нибудь сделает. Но если инновация идёт с таким скрипом, значит, она либо не нужна, либо несвоевременна! 
Теоретики в очередной раз изобрели что-то интересное? Почему бы не предложить учителям-практикам попробовать… на добровольных началах? Если технология действительно нужна в работе, то обязательно приживётся. Пусть это будет не за месяц и даже не за год. Зато пройдёт проверку на жизнеспособность.
- А как же огромные бюджетные средства, которые так легко освоить под предлогом нововведений? 
- Вот мы и зашли в тупик… Пока что у педагогов сложилась твёрдая уверенность: от всякой инициативы, исходящей от власти, будет только хуже. Поэтому любое нововведение встречается глухим сопротивлением педколлективов. Накопилось недоверие, которое можно преодолеть разве что за многие годы безупречной образовательной политики. 
При выдвижении новых идей в педагогике надо быть крайне осторожным. Это дети, это не подопытные кролики! Нельзя, чтобы новации привели к катастрофе хотя бы одной детской души. Давайте проведём главную модернизацию: сделаем наконец образование стабильным. Пока что нас кидают из стороны в сторону. Мы не успеваем учить новые термины. Только выучили «компетентностный подход», нам подсовывают «межпредметность» - и так до бесконечности. 
- Принято с ностальгией вспоминать о советской школе. Действительно в то время образование было лучше? 
- Материал был намного проще, времени для его усвоения - больше, стимулировалось самообразование. Сейчас объём знаний, который мы должны утрамбовать в детские головы, просто невероятный. Новомодная теория о том, что учитель должен быть «консультантом», не учитывает тот объём знаний, который обязан усвоить современный школьник, чтобы сдать ЕГЭ. Приходится бежать «галопом по Европам» и «натаскивать» на сдачу тестов. 
Какая-то пропасть между содержанием образования, содержанием ЕГЭ, образовательными технологиями, целями образования. Все эти компоненты существуют отдельно друг от друга и не связываются в единое целое. В образовании нет системности. И этим оно очень отличается от того, что мы когда-то имели. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах