Несерьёзное отношение губит. Как не лишить маленького изобретателя будущего

Когда дети чувствуют поддержку родителей, раскрывается их талант © / Татьяна Титова / АиФ

Юные изобретатели Пермского края продолжают удивлять своими разработками и побеждать на конкурсах. Засиять маленьким звёздочкам удаётся во многом благодаря наставникам (родителям, педагогам), которые поддерживают ребят в стремлении улучшить что-то в этом мире и серьёзно относятся к их изобретениям, будь они хоть из картона. О новых достижениях школьников рассказала директор филиала «Юридическая фирма Городисский и Партнёры» в Перми, руководитель Регионального ресурсного центра «Гении Прикамья» Дарья Йосеф.

   
   

Совсем не ерунда

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Часто взрослые скептически относятся к идеям школьников. Насколько это серьёзная проблема в плане продвижения научно-технического творчества детей?    

Дарья Йосеф: Многие родители в повседневной жизни не сталкиваются с научно-технической сферой и считают, что изобретением может считаться только что-то очень глобальное. Когда ребёнок подходит к маме или папе со своей поделкой, они могут сказать: «Какая ерунда!» И выкинуть её. В этом случае у детей пропадает желание творить. Когда наша компания вошла в состав жюри Международной выставки юных изобретателей, мне как руководителю отборочного этапа по Пермскому краю часто приходилось общаться и с представителями образовательных учреждений. Мы искали интересные детские научно-технические проекты, но часто наставники не понимали, о чём идёт речь.

К сожалению, не все образовательные учреждения были укомплектованы специалистами по проектной деятельности, конструированию, изобретательству, по основам ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Мы часто слышим о победителях предметных олимпиад, музыкальных конкурсов. А о детях-изобретателях долгое время никто не говорил, и мало кто занимался популяризацией этой темы. Однако именно пример сверстника, одноклассника может подтолкнуть ребёнка к творчеству. В настоящее время ситуация кардинально изменилась.

– Конкурс «Гении Прикамья» – это своего рода трамплин для детей-изобретателей. Кто в нём может участвовать? 

– Мы долго думали, как вовлечь максимальное количество школьников в научно-техническое творчество и сферу креативных индустрий. Для этого в 2023 году учредили региональный конкурс «Гении Прикамья». Он для детей 7-18 лет. Благодаря поддержке Министерства образования и науки Пермского края в конкурсе принимают участие не только учащиеся краевой столицы, но и школьники из разных уголков региона. С 2024 года конкурс вошёл в перечень краевых мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, инженерно-технической, изобретательской деятельности. В нём 15 номинаций. Они такие разноплановые, что любой ребёнок может представить свой проект.

В этом году у нас появилась специальная номинация – «Моя первая профессия». Ребята, которые пока ничего не создали своими руками, могут написать эссе о том, кем хотят стать. Есть номинации для детей, не имеющих технических навыков, но обладающих талантом продвижения, – «Лучшая бизнес-идея». Изобретения нужно не только придумывать, но и воплощать в жизнь, выводить на рынок для потребителя.    
   

– Как жюри конкурса оценивает проекты детей?

– Основные критерии – это уникальность, научная основа, актуальность, подача материала, практическая востребованность, использование современных технологий при подготовке проекта. Важно, чтобы ребёнок представил на конкурс действующий прототип своего изобретения для оценки с точки зрения дальнейшего продвижения. Он может быть из любого материала, даже из бумаги. При этом мы объясняем детям, что продукт они создают не для того, чтобы он стоял в музее на полке, а для дальнейшего развития и масштабирования.

– Ребёнок поучаствовал в конкурсе, одержал победу, получил грамоту. Это всё?

– Подготовив один проект, ребёнок может в течение года принимать участие в конкурсах разного уровня (региональных, федеральных), наполняя своё портфолио, а потом получить преференции при поступлении в колледж или вуз. Также мы стараемся привить всем участникам конкурса навыки предпринимательства. В этом году при поддержке регионального Центра «Мой бизнес» между отборочным этапом и финалом наша команда провела два обучающих акселератора. Школьники знакомились с бизнес-моделированием, финансово-правовыми основами ведения бизнеса, интеллектуальным правом, основами маркетинга, планированием и так далее.

Благодаря высокой квалификации экспертов (педагогов, предпринимателей, бизнес-тренеров, наставников) дети легко усваивают эти знания. Кроме того, мы разрабатываем стратегии правовой охраны их проектов, не только научно-технических, но и творческих. Дети понимают, что можно запатентовать или задепонировать разработку и получать доход за использование своего интеллектуального продукта. Самое главное, что у ребёнка появляется стимул творить дальше.

В этом году при поддержке регионального Центра «Мой бизнес» между отборочным этапом и финалом команда провела два обучающих акселератора. Фото: Из личного архивa/ Дарья Йосеф

– Что даёт ребёнку патент на изобретение?

– Мы всегда объясняем детям, что это нужно для защиты своей интеллектуальной собственности от конкурентов. Вспомните историю Александра Попова. 7 мая 1895 года он впервые в мире провёл сеанс передачи радиосигнала на расстояние, а через год, в июне 1896 года, итальянец Гульельмо Маркони подал заявку на получение патента в этой области. И теперь, к сожалению, весь мир считает его изобретателем радио.

Приятно говорить сегодня, что в Пермском крае более 50 школьников имеют охранные документы на свои разработки – объекты патентного и авторского права. В их числе головоломки, коллекция одежды, авторские куклы, серьёзные технические решения в сфере медицины, дорожного хозяйства, экологии и другие. Последний патент на группу изобретений получила команда школьников 9-11 лет, чья разработка позволяет высаживать саженцы деревьев в труднодоступных местах. Идея заключается в использовании специальных биоразлагаемых капсул-парников. С помощью беспилотного летательного аппарата они переносятся к определённому месту и сбрасываются на землю. Уникальная конструкция капсулы способствует высадке растений в правильном – вертикальном – положении, создаёт благоприятные условия для развития молодого растения и повышает приживаемость саженцев.

«Потрясающих идей очень много. Наши школьники ежегодно входят в российскую сборную Международной выставки юных изобретателей и не уступают маленьким гениям из других стран».

Главное – уникальность

– Какими изобретениями дети удивляли в этом году?

– В финал конкурса вышло более 60 проектов. Егор Хлыбов разработал беспилотный летательный аппарат для ретрансляции сигналов, Михаил Дурновцев – камеру с компьютерным зрением, Даниил Малов – ультразвуковой увлажнитель «Китовый вихрь», Лиза Баженова – трёхцветную 3D-ручку. Дарья Шейнина и Виктория Позверг придумали световой тренажёр для формирования навыков письма у слабовидящих детей. Это очень важный социальный проект. Мы знаем, что слабовидящим тяжело писать по линейке или в клеточках. Они не видят границ. Проектом заинтересовалась одна из пермских компаний. Надеемся, что вместе мы сможем внедрить изобретение в школах для слабовидящих детей.

В числе финалистов много проектов и в сфере креативных индустрий. Иван Кожухарь и Максим Федосеев разработали программное приложение для виртуальной экскурсии по школьному музею с применением VR-шлема, Игнат Воденков создал комплект авторских настольных ламп, Алёна Сливницына – коллекцию шоперов и сумок-трансформеров, Милана Царёва – уникальные вязаные изделия. Потрясающих идей очень много. Наши школьники ежегодно входят в российскую сборную Международной выставки юных изобретателей и не уступают маленьким гениям из других стран.

– Есть ли новые успехи у ранее прославившихся юных изобретателей?

– Если ознакомиться с каталогом изобретений наших ребят, можно увидеть, как дети растут в проектной деятельности. К примеру, Дарья Мохова в семь лет изобрела устройство для надевания бахил. Это обычная картонная коробка с верёвочкой. Изобретение позволило бабушке девочки надевать бахилы, не наклоняясь. Через три года Даша разработала целый набор уникальных настольных игр и головоломок.

Одна из них - сувенир-головоломка «Пермские ворота на ладони». Она создана по мотивам арт-объекта Н. В. Полисского «Пермские ворота» (недавно снесённая из-за ветхости деревянная конструкция в форме буквы «П». – Авт.). Головоломка может использоваться как сувенир, корпоративный подарок. В этом году мы подарим её финалистам конкурса «Гении Прикамья-24». Ребёнок-четвероклассник уже может осуществлять через родителей предпринимательскую деятельность и получать доход от своего интеллектуального труда.

Дарья Мохова и головоломка. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Титова / Анна Якурнова

– Помогают повзрослевшие гении нынешним юным изобретателям?

– Такое происходит достаточно часто. Один из учеников наших педагогов-наставников, Никита Владимиров, возглавляет компанию «Реальная робототехника». Он консультирует  участников конкурса «Гении Прикамья» и помогает им изготавливать их модели на 3D-принтере. Некоторые победители конкурса уже стали студентами и занимаются наставничеством в сфере проектного управления и изобретательства.

Растим инженера

– Как родителям помочь ребёнку встать на путь изобретательства?

– Во-первых, не нужно ограничивать ребёнка в его желании изучать окружающий мир, наблюдать за происходящим вокруг (птицами, животными, растениями и так далее). Во-вторых, стоит посещать с детьми музеи, выставки, научные лаборатории, чтобы расширять их кругозор. В-третьих, полезно играть в развивающие или просто настольные игры, вместе читать, мастерить что-то своими руками, просить ребёнка помочь решить простую техническую проблему и придумать несложные устройства.

«Детское мышление не ограничено правилами и запретами. Задача взрослых – серьёзно относиться к идеям маленьких гениев и поддерживать их во всём».

К примеру, у семиклассника из Перми не хватало деталей конструктора. Вместе с папой он разработал станок для изготовления нестандартных фигур. Сейчас он штампует шестерёнки из подручных материалов. Чем раньше ребёнок начинает изобретать, творить, тем более нестандартные решения он находит. У детей совершенно другой взгляд на мир. Они хотят что-то изменить, найти уникальное решение технической или социальной задачи. Детское мышление не ограничено правилами и запретами. Задача взрослых – серьёзно относиться к идеям маленьких гениев и поддерживать их во всём.

Кстати

Головоломка «Пермские ворота на ладони» и трёхцветная 3D-ручка, о которых рассказала Дарья Йосеф, – экспонаты виртуального «Музея детских изобретений», созданного «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это онлайн-пространство, в котором хранятся 30 изобретений школьников из Перми, в том числе проекты-победители конкурса «Гении Прикамья – 2023»: архитектурные шахматымедицинский дронэмоциональная беседка «Парус» и другие. Посетить музей можно по ссылке: https://muzeiizobretenii.aif.ru/