Недавно в звёздной компании Любимова, Захарова, Чуриковой, Хаматовой и иже с ними Корзняков был удостоен в Кремле государственной награды: Путин присвоил ему звание «Народный учитель Российской Федерации» и вручил соответствующий нагрудный знак. Едва успели показать этот сюжет в теленовостях, как на мобильник вновь испечённого «народного» обрушился град звонков. Позвонили, резюмирует он смущённо, человек 500-600. В основном ученики - и нынешние, и бывшие. И это было не менее приятно, чем получение высокой награды.
Умный или математик?
- Александр Алексеевич, можете назвать другое событие из вашей жизни, подарившее такие же эмоции?
- Наверное, когда стал заслуженным учителем. Хотя радостных событий, в том числе связанных с профессией, было немало. Помню, как я радовался, когда в 2007-м сразу два ученика нашей школы получили медали на международных олимпиадах: Ксюша Соловьёва - золотую по физике в Иране, а Женя Князев - серебряную по биологии в Канаде.
- А почему вы, выпускник мехмата ПГУ, окончивший аспирантуру, решили в своё время уйти из вуза в школу?
- Мой научный руководитель Владимир Владимирович Маланин (тогда ещё он не был ректором ПГУ) часто говорил, что из меня может получиться хороший преподаватель. Потому что о любых сложных вещах мне удавалось, по его мнению, рассказывать на семинарах достаточно просто. Но сам я видел, что студенты не всегда понимают то, что должны были бы понимать. Очевидно, математику в школе им преподавали не так. Вот и созрело постепенно решение стать школьным учителем. Причём моей первой школой стала не математическая, а обычная средняя школа № 72.
- Найти общий язык с детьми было непросто?
- Нет, это оказалось неожиданно легко. Намного сложнее было осознать, что все дети разные, поэтому и учить математике их надо по-разному. И главное - что нельзя ставить знак равенства между умом и способностями к математике. Есть много математиков, совершенно не ориентирующихся в жизни, и в то же время люди, не знающие математику, могут быть очень умными в житейском плане.
Школа стобалльников
Способности, вдруг обнаружившиеся у него самого в 5 классе, Александр Алексеевич называет счётными, подчёркивая, что это, опять же, не математические способности. Но каково было удивление Марии Аношиной, молоденькой учительницы математики 2-й березниковской школы, когда её ученик Саша Корзняков выдавал ответ, стоило ей написать на доске условие задачи! Меняла ему учебники, придумывала ещё что-то, чтобы вывести на чистую воду. А он, как потом выяснилось, считал всё в уме.
Позже она сама стала приносить ему специальные книжки, которые он штудировал, сидя за последней партой. На своё место пересаживался лишь во время контрольных. И минут за десять успевал решить оба варианта!
- Школа № 146, основанная вами в 1994 г., стала третьей в Перми физматшколой. А в чём её отличие от 9-й и 17-й?
- В начале 90-х я как раз работал в «девятке». Совершенно замечательная школа. Но у меня и моих единомышленников давно была идея создать такое учебное заведение, куда целенаправленно отбирались бы дети, которым точные науки нравятся и хорошо даются. Чаще всего это проявляется в 13-14 лет. Поэтому набор в нашу школу, в отличие от других, мы проводим с 7 класса. И создаём все условия, чтобы ребята получили достойное образование и развили свои способности.
Что имеем в итоге? Школа № 146 занимает первое место в регионе по количеству стобалльников по ЕГЭ. В копилке школы - 120 дипломов, полученных учащимися на всероссийских олимпиадах, и 6 медалей, в том числе 3 золотых, - на международных. Среди выпускников 146-й уже около десятка докторов наук, а кандидатом наук становится каждый второй.
Дорогу - молодым
- Успели посмотреть нашумевшего «Географа»?
- Да. Но книга Иванова мне понравилась больше, чем фильм. Возможно, потому, что прочёл её сразу, когда она вышла. За прошедшие годы всё-таки многое изменилось.
- Ваш любимый фильм о школе?
- С ходу не назову… Хотя нет - «Доживём до понедельника» с Тихоновым.
- Откройте секрет: в вас ваши ученицы влюблялись?
- Бывало, когда был молодым. (Смеётся.) Я часто встречаюсь с бывшими учениками, в том числе с теми, которым за 40. Вот на этих встречах постфактум и признавались в любви.
- А клички вам ребята дают?
- Те, про которые я знаю, у меня достаточно уважительные. Называют, например, Каа. Или Александра Алексеевича сокращают до Сансэя. Не скрою, это приятно.
- Много ли среди ваших коллег по-настоящему хороших учителей?
- Конечно. Когда создавалась школа, отбор педагогов был очень строгий. Кстати, дочка, ещё школьница в то время, подсказала мне дельную вещь: «Папа, что же ты молодых не берёшь? Кто с нами на дискотеки ходить будет?!» Я понял, что она права, и часть учителей тогда сразу взял моложе.
А с этого учебного года в школе новый директор, Юрий Айдаров. Наш выпускник 2006 г. Считаю, что новых коллег должен набирать уже он. Ну а я, естественно, помогу.
Досье
Александр КОРЗНЯКОВ родился в 1953 г. в Березниках. Окончил школу с золотой медалью и мехмат ПГУ с красным дипломом. Основатель и первый директор школы № 146 в Перми. Народный учитель РФ, Соросовский учитель, лауреат премии «Династия».
Смотрите также:
- Алло, мы ищем учителя! Почему молодёжь неохотно идёт работать в школу? →
- Мир не белый и не черный. Урок химии Аллы Петровой длится уже 45 лет →
- Без паники! Как пережить ЕГЭшный марафон? →