В Пермскую государственную медицинскую академию им. Е.А. Вагнера, высшее медицинское учебное заведение в городе, уже завезена большая партия симуляторов человеческих тел, более сотни экземпляров.
На сегодняшний день они разбросаны по кафедрам, некоторые из них все еще лежат на складах, в связи с тем, что в вузе активно идет ремонт помещений.
«Видео-тренажеры»
Симуляторы представляют собой анатомические модели человека, выполненные из силикона. В них встроено специальное программное обеспечение, плюс там устанавливаются видеокамеры, которые будут фиксировать операции. По цене симуляторы обходятся довольно дорого: в Пермь было закуплено оборудования на несколько миллионов рублей. Но его хватит на несколько десятков лет.
«Большое преимущество работы на симуляторах – это возможность действовать большой группой студентов. Допустим, симулируется заранее срежиссированная экстренная ситуация – травма, например. И ребята вместе работают над тренажером: кто-то помогает, кто-то ведет себя как организатор», – говорит Ирина Баландина, заведующая кафедрой нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии ПГМА.
Ирина Баландина на днях вернулась с московской конференции, посвященной как раз внедрению симуляционных тренажеров в практические занятия для студентов-медиков.
«Инструктировал специалистов из России Чарльз Познер, медицинский директор симулиционного центра STRATUS Гарвардской школы США. Он затрагивал организационные вопросы: технологию работы с симуляторами, а также как проводить «разбор полетов» после практики на тренажерах, Это здорово, что нам помогают внедрить такие инновации в регионы», – добавила медик.
Симуляторы для долгой практики
Высоко отозвался о данном проекте и Дмитрий Амарантов, практикующий специалист, доктор медицинских наук, общий хирург высшей категории, торакальный хирург высшей категории, доцент кафедры нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии ПГМА.
«Новые симуляторы – очень важно и нужно по одной причине. Отрабатывать практические навыки начинающим хирургам на трупах – это плохо и довольно сложно. У нас количество тел ограничено, и они не дают возможности в полном объеме выполнять такие операции, как аппендэктомия или даже элементарные манипуляции, вроде правильной техники постановки укола. На симуляторах можно практиковаться большое количество раз, делать это в различных условиях», – подмечает Амарантов.
Как добавил врач, если бы в его время существовали симуляторы, то многие моменты в практической деятельности давались бы гораздо легче.
Практика на трупах
Между тем, будущие хирурги продолжают практиковаться на трупах. Екатерина, студентка второго курса лечебного факультета рассказала, что в анатомировании настоящих тел много минусов. Во-первых, неприятный запах, вызывающий раздражение слизистой оболочки. Во-вторых, сложно разобраться в довольно старом и разложившимся трупе, некоторые анатомические образования походят друг на друга.
«По крайне мере, симуляторы будут выглядеть нагляднее: там можно разглядеть все сосуды и органы. Сегодняшние трупы лежат долгое время. И свой, так сказать, первозданный вид они уже потеряли», – говорит девушка.
По словам Ирины Баландиной, симуляторы все же не могут заменить настоящие тела людей. В частности, на биологической ткани человека проще отрабатывать технику зашивания хирургических швов. Поэтому планируется в академии оставить трупы в практикующем обиходе для студентов.
«Шаг в будущее»
Что касается выпускаемых специалистов из пермской медакадемии, то главный врач Медсанчасти №9 Валерий Петухов отметил, что настоящими профессионалами они становятся только через десять лет и поэтому рано говорить о внедряемых новшествах.
«Однако хочу сказать, что тренажеры – это колоссальный шаг в будущее. Я видел симуляторы в Германии, в Швейцарии и США. Они действительно моделируют человеческое тело, благодаря которым можно грамотно получить первичные навыки. Летчиков ведь за самолет не сразу сажают! Здесь аналогичная ситуация», – рассказывает Петухов.
В планах – создание в ПГМА отдельного здания именно для симуляционного центра, который позволит организовать практическое обучение студентов с использованием медицинских тренажеров, фантомов и симуляторов.
Сейчас пермские специалисты ждут московских инженеров, которые должны установить оборудование на кафедры академии.
Смотрите также:
- Игорь Макарихин ректор Пермского госуниверситета - о двухуровнем обучении, инновациях и битве за студентов →
- Результат на 100 баллов. ТОП-5 советов эксперта, как сдать ЕГЭ по физике →
- ЕГЭ нарасхват. Почему большинство выпускников выбирают обществознание? →