Завтра исполняется ровно год, как в Пермском государственном университете выбрали нового рулевого - Игоря МАКАРИХИНА. И сегодня ректор старейшего вуза Урала - гость редакции.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
- Игорь Юрьевич, позади первый год на ректорском посту. Повод подвести некоторые итоги. Что запишете себе в актив?
- Одно из главных достижений - не было провалов в моей работе и деятельности всего университета. (Смеётся.) А если серьёзно, то приоритетом для нас стало выполнение программы в рамках Национального исследовательского университета (статус, который ПГУ получил в прошлом году - прим. автора). Проделана очень большая работа по всем направлениям. В частности, это подбор, покупка и введение в строй сложного лабораторного и научного оборудования высочайшего уровня. А также программа повышения квалификации сотрудников: наша профессура и преподаватели побывали в ведущих университетах США, Франции, Испании. Как показали все проверки, в 2010 году мы с этой программой справляемся успешно.
Создание современного производства интегрально-оптических схем для оптоволоконных гироскопов - другой масштабный проект, к реализации которого мы также успешно приступили в прошлом году. Напомню, этот наш совместный проект с ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» стал победителем всероссийского конкурса. И сегодня мы реально участвуем в создании инновационной технологии. Благодаря проекту мы закладываем в университете новую культуру сотрудничества с промышленными предприятиями города. У нас также есть планы с ОАО «ПНППК» по развитию ещё и образовательной компоненты - подготовки студентов по разным направлениям для этой компании.
НА ПУТИ К МАГИСТЕРСКОМУ ВУЗУ
- В этом году российские вузы окончательно переходят на двухуровневую систему: «бакалавриат - магистратура». Готовы?
- Двухуровневая система в ПГУ, пусть и фрагментарно, существует почти двадцать лет: на естественнонаучных факультетах она использовалась параллельно с традиционным пятилетним обучением. А вот на гуманитарных и экономическом факультетах магистратуры практически не было, поэтому тотальный переход к новой системе потребовал очень больших усилий. И я считаю, мы хорошо подготовились: получили лицензию на значительное количество новых направлений на уровне как бакалавриата, так и магистратуры. Добавлю, сегодня нам важно не просто перейти на двухуровневую систему, а развивать именно магистерские направления. Ведущие западные вузы как раз отличает достаточно большая доля магистров и соискателей степени PhD, по-нашему - аспирантов. В связи с переходом на новую систему в ближайшие годы в России выделятся сильные «магистерские» университеты. Нам стратегически важно попасть в их обойму, мы будем стремиться к тому, чтобы готовить большое количество магистров.
- Для многих родителей и будущих абитуриентов двухуровневая система остаётся не до конца понятной и даже пугающей. Главное их опасение – снизится качество образования из-за уменьшения сроков обучения у бакалавров.
- Мой любимый пример: Ньютон окончил бакалавриат, что не помешало ему стать великим учёным. Я считаю, что качество зависит от серьёзности намерений вуза: оно упадёт и при пятилетнем обучении, если преподаватели, администрация, вспомогательные службы университета будут работать спустя рукава. Ничего страшного в двухуровневой системе я не вижу. Бакалавр за четыре года получает высшее образование, которое позволяет ему успешно работать по широкому спектру профессий. При этом нужно отдавать себе отчёт, что он не получает определённых компетенций, которые связаны, например, с функциями управления. Он хороший линейный специалист, но нельзя ожидать, что он станет хорошим руководителем. А вот магистратура - это следующая ступень, которая даёт компетенции и знания, связанные с более сложной деятельностью - научной, педагогической, управленческой.
- Какими новыми направлениями подготовки порадуете абитуриентов в наступающем учебном году?
- Мы открываем интересное направление, связанное с геоинформационными системами. Сегодня это востребовано: например, все задачи, связанные с ведением кадастра и межеванием, выполняются на базе современнейших геоинформационных систем. И ПГУ ими располагает. Напомню, в феврале в рамках программы Национального исследовательского университета мы открыли межрегиональный центр космического мониторинга. Он позволяет нашим студентам осваивать новейшие технологии, которыми и на Западе немногие могут похвастать. Так что для студентов ПГУ это великолепный шанс стать штучными специалистами высокого уровня уже сейчас. Кроме того, на историко-политологическом факультете вводятся такие направления, как «Востоковедение» и «Международные отношения». Ещё одно новое направление подготовки - «Организация работы с молодёжью», которое откроется на базе философско-социологического факультета.
ПОДДЕРЖКА ПРЕЗИДЕНТА
- Игорь Юрьевич, помимо повышения по службе, в мае прошлого года вы также защитили докторскую диссертацию. Продолжаете научную и преподавательскую работу или пока взяли тайм-аут?
- Я продолжаю преподавать: на четверть ставки работаю на родной кафедре. С наукой сложнее, потому что она требует большой самоотдачи. Тем не менее я пытаюсь работать в коллективе сотрудников, публиковаться. Конечно, ректорская должность не позволяет заниматься наукой в той мере, в какой хотелось бы.
- По вашему ощущению, вы сильно изменились за год ректорства?
- Я ещё больше проникся мыслью, насколько университет сложная, но интересная система. Я проработал проректором семь лет, всегда находился рядом с ректором и участвовал во многих процессах. И мне казалось, что я очень неплохо знаю устройство и хозяйство университета. Став ректором, я понял, что мне предстоит ещё многие вещи не просто осознать, но и пропустить через себя, «почувствовать кожей», чтобы выйти на уровень Владимира Владимировича (Маланина - предыдущего ректора ПГУ, который сегодня является президентом университета - прим. автора). Я рад, что мы с ним поддерживаем очень хорошие отношения: и человеческие, и деловые. Его помощь для меня очень важна и ценна.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Игорь МАКАРИХИН родился 18 июня 1964 года в Перми. В 1986 году окончил физический факультет ПГУ. С 1986 года - ассистент кафедры общей физики ПГУ, в 1998-2002 годах - начальник учебно-методического управления ПГУ. С 2002 года - проректор по учебной работе ПГУ. Автор 22 научных и 12 учебно-методических работ.
Женат, воспитывает двух дочерей. Жена, Ольга Макарихина, работает старшим преподавателем на кафедре общей физики. Старшая дочь Галина - студентка первого курса физического факультета ПГУ, младшая – Евгения - учится в школе № 22. Хобби - физика.