Будущим абитуриентам надо успевать учиться на чужих ошибках и допускать как можно меньше своих.
О том, какие трудности испытывали на экзамене школьники в прошлом году, рассказывает Надежда Борисова, председатель экспертной комиссии ЕГЭ по обществознанию.
Над чем поработать?
Статистика говорит о том, что лучше всего ребята справляются с заданиями базового уровня сложности из этой части. Максимальные баллы получают 81,6% экзаменуемых. А вот более сложные задания (с 23–го по 28–е) под силу только 20–30% выпускников. В них проверяется умение характеризовать текст на основе изученного курса, формулировать и аргументировать оценочные суждения.
Задание 25 показывает, насколько ученик понимает и способен применить теоретические понятия в заданном контексте. Самая распространённая ошибка, которая встречается, – неумение запомнить и корректно воспроизвести определения теоретических понятий.
Выпускники также должны уметь конкретизировать теоретические положения с помощью примеров социальной жизни. Сложность здесь у ребят вызывает формулировка ситуации, которая иллюстрирует то или иное социальное явление.
В одном из заданий школьникам предлагают составить сложный план развёрнутого ответа по конкретной теме. Справляются на максимальные 3 балла только 15,2% абитуриентов. Типичной ошибкой в 2016 г. при составлении плана на тему «Институт брака в РФ» было то, что экзаменуемые писали об институте брака с позиций социологии. Но в теме есть чёткое указание «в РФ», что отсылает к знанию базовых положений Семейного кодекса РФ.
Умение мыслить
Последнее задание – это творческая работа. Выпускникам нужно выбрать одно из пяти высказываний, тематически связанных с предметными областями обществознания, и написать эссе.
Работа оценивается по трём критериям: раскрытие темы, теоретическая аргументация и фактическая аргументация. С первым требованием к эссе справляется большинство ребят. А вот умение теоретически аргументировать свой тезис и иллюстрировать его фактической информацией есть не у всех. Часто выпускники раскрывают только одну из частей высказывания. Такой «недописанный» теоретический аргумент влечёт за собой «хромую» фактическую аргументацию. В лучшем случае за такое сочинение выпускник получает всего три балла из пяти.
Анализ работ за последние годы показывает, что у старшеклассников есть проблемы с такими навыками, как поиск информации в тексте и её интерпретация, способность аргументировать, а также умение грамотно формулировать примеры, находить причинно–следственные связи.
Смотрите также:
- Проводники инноваций. В ПНИПУ открывается новая специальность →
- Бакалавры и магистры: учиться 4 года или 6 лет? →
- В инженеры… с пелёнок →