Примерное время чтения: 5 минут
187

В инженеры… с пелёнок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Прикамье 16/04/2013
Фото Максима Кимерлинга

Пермь, 18 апреля - АиФ-Прикамье. Декан аэрокосмического факультета ПНИПУ Роман Бульбович убеждён, что сегодня жизненно необходимо выстраивать систему профориентации в наших школах: воспитывать и лелеять интерес будущих абитуриентов к инженерному труду чуть ли не с первого класса.

- Мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали одарённые талантливые ребята. Более того, нам важно привлечь к себе абитуриента с высокой мотивацией, - рассказывает Роман Бульбович. - Но беда в том, что сегодня старшеклассники мало что знают об инженерном труде. Поэтому мы стараемся выстраивать совместно со школами такую профориентационную работу, чтобы можно было показать будущим абитуриентам привлекательность инженерных дисциплин.

С этой целью мы для старшеклассников организовали на факультете годовые и краткосрочные практико-ориентированные курсы, профессиональные пробы и стажировки (занятия от теории к лабораторному практикуму) по предметам естественнонаучного цикла. Чтобы школьники смогли успешнее совершить профессиональное самоопределение, АКФ инициировал проведение инженерного лагеря INСТИЛ. Так, за три смены ребята из школ Перми, Чернушки, Добрянки, Орды, Уинского и многих других смогли принять участие в уникальных научно-технических экспериментах, в мастер-классах по инженерному творчеству. Они получили бесценный опыт в решении задач повышенной сложности по физике и математике.

В течение двух лет сложилось интересное плодотворное сотрудничество с пермской школой №16, которая готовится стать инженерной. Еженедельно десятиклассники изучают основы инженерных компетенций в практикумах, организованных на базе факультета, а в мае-июне защищают свои научно-исследовательские проекты. Думая о будущем, силами наших преподавателей и педагогов школы № 16 мы создали школу будущих инженеров для учеников младших классов. Уверены, что экскурсии в суперсовременные лаборатории, встречи с учёными на факультете и производственниками на наших базовых предприятиях оборонно-промышленного комплекса также помогают принять решение выпускников в пользу АКФ.

Замечательно то, что мы сумели создать коллектив единомышленников, наработали программы и формат, в котором можем сотрудничать со школами. Добавлю, что сейчас у нас заключены рамочные договоры о сотрудничестве с несколькими школами Перми и края. Смею заметить, в Перми давно назрела необходимость создания специализированной инженерно-технической школы, где учились бы те, кто захочет получать в будущем инженерные специальности на нашем факультете.

Трудоустройство гарантировано

- Судя по тому, что на многих пермских предприятиях говорят о кадровом голоде, проблем с трудоустройством у ваших выпускников не возникает?

- Да, распределение у нас, можно сказать, гарантировано. Тем более что больше половины абитуриентов мы набираем по целевому заказу от наших предприятий-партнёров. Многие компании, начиная с первого курса, платят студентам свои стипендии.

В Перми мы сотрудничаем с более чем двадцатью градообразующими предприятиями («Авиадвигатель», «Искра», «Протон-ПМ», «Машиностроитель» и др.). На старших курсах большинство студентов закрепляются за конкретным предприятием, где проходят практики, пишут дипломные проекты. Помимо наших пермских партнёров к нам поступают заказы на подготовку «штучных» специалистов от крупнейших ракетно-ядерных центров (Дубна, Саров, Снежинск), московского центра «Боинг» и других солидных компаний российского уровня. И, надо сказать, они просто в восторге от наших выпускников.

Высокие цели

- В ближайшие годы пермский политех должен стать одним из ведущих вузов мира. К решению этой задачи на вашем отдельно взятом факультете готовы?

- Полностью согласен с нашим ректором Анатолием Ташкиновым, что нужно всегда ставить высокую планку. И для воплощения этой мечты - быть ведущими в мире - у нас на факультете есть все условия. Более 70% преподавательского состава имеют учёную степень, работают 30 профессоров и докторов наук. У нас создано множество разработок, представляющих интерес для авиационной, оборонной и ракетно-космической отраслей, есть классные лаборатории, оборудованные по последнему слову техники. Благодаря нацпроекту «Образование» и получению статуса национального исследовательского университета мы сегодня располагаем супер-оборудованием, на покупку которого потрачено около миллиарда рублей. Гостил как-то у нас Дмитрий Ягодников, зав. кафедрой «Ракетные двигатели» МГТУ им. Баумана, я ему показал наши лаборатории. После осмотра он сказал: «Приезжайте к нам в гости, правда, я вам такое оборудование показать не смогу».

Например, сегодня у нас есть оптическая измерительная система, которая способна сканировать любой объект и строить его трёхмерную модель. Сейчас на многих предприятиях стоят задачи по переводу плоских чертежей в твёрдотельные модели, чтобы потом на обрабатывающем центре изготовлять детали. И такую работу мы можем делать для предприятий. Мы нацеливаем наши лаборатории и центры на наших партнёров и тем самым хотим включить в проектную деятельность талантливых студентов со всего вуза. Кстати, именно подготовка студентов в рамках проектной деятельности сегодня мне видится самой перспективной. Уже есть договорённости в этой области с ОАО «ПНППК», ОАО «Протон-ПМ».

Должен сказать, что благодаря Постановлению РФ № 218, наши предприятия увидели в нас не просто поставщиков кадров, а настоящих партнёров. Это самая главная, на мой взгляд, подвижка в сознании. Так, с «Протоном» сейчас занимаемся развитием проекта по МГТА (микрогазотурбинные агрегаты, которые позволяют получать из попутного нефтяного газа электроэнергию. - Авт.). Уже центр «Сколково» поддержал его. Когда наши старшекурсники, магистранты и аспиранты участвуют в проектах такого рода, то на выходе получается инженер совсем другого уровня.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах