Но всё, как известно, кроется в деталях. Чтобы получать более-менее нормальную зарплату, учителя вынуждены работать на несколько ставок и гнаться за стимулирующими доплатами.
С какой скоростью?
По мнению педагога, при таком подходе теряется главный смысл учительского труда, а талантливая молодёжь не идёт работать в школы.
– Для чего нужен учитель? Чтобы хорошо объяснять ученикам свой предмет, провести нормальный урок. Для этого ты должен быть компетентным, быть в курсе новых научных данных, рассказывать интересно. Значит, нужно тратить много времени на подготовку. Чтобы провести урок, я открываю как минимум восемь книг, ищу информацию в Интернете. Но нас подталкивают к упрощению работы: механически отвёл урок – и до свидания. Самое страшное – не хватает молодых учителей. При этом с высшим образованием в школу приходят единицы. В основном же ряды учителей пополняют выпускники колледжей – бывших ПТУ. Это мина замедленного действия. Недавно в Соликамске местные власти заявили о проблеме с медицинскими кадрами: укомплектованность врачами – 48%, причём многие работники пенсионного возраста. И в школьном образовании мы можем скоро прийти к такой же ситуации, – сетует Светлана Мажугина.
Критическая нагрузка
Не столь оптимистичную картину, как рисуют чиновники, показал и федеральный мониторинг Общероссийского народного фронта «Зарплата и нагрузка учителя» в Пермском крае. Его предварительные итоги озвучили 8 февраля на круглом столе в региональном отделении ОНФ. В опросе приняли участие 45 прикамских учителей.
Так, в Перми максимальный уровень зарплаты – 30 тыс. руб. при нагрузке 42 часа в неделю. Но встречаются и такие случаи, когда при нагрузке в 21 час учитель получает 9700 руб., то есть даже ниже прожиточного минимума. В сельских школах самая большая зарплата среди опрошенных – 20 тыс. руб. при нагрузке в 33 часа, самая низкая – 11 тыс. руб.
Понятно, что уровень зарплат зависит ещё и от категории. В среднем педагоги высшей категории в городских школах получают 23 тыс. руб., на селе – 18 тыс. руб. Учителя первой категории – 14 тыс. и 9,7 тыс. соответственно.
Потерять не должны?
Поводом для круглого стола стал не только федеральный мониторинг, но и изменения в механизмах финансирования и системе оплаты труда педагогов с 1 января 2017 г. О нюансах нововведений рассказала Ольга Шабурова, замминистра образования и науки Пермского края.
Она также добавила, что в прикамских школах работают около 20 тыс. учителей, поэтому делать выводы на основании опроса нескольких десятков педагогов, по её словам, не совсем корректно.
– Проводя мониторинг, мы не претендовали на охват всех учителей. Мы понимаем, что в подобных опросах, как правило, участвуют те педагоги, кто недоволен существующим положением дел. Но такая картина есть. Чем больше наших педагогов будут находиться ниже того уровня доходов, который установлен, тем ситуация будет острее. И мы продолжим мониторинг исполнения указов президента, – заверила Елена Шлыкова.
Работать на позитиве
«Большой зарплаты по определению не бывает. Она никогда не может удовлетворить ни одного гражданина планеты. Зарплата может быть либо маленькой, либо недостаточной. Но что бы выделил из позитивных моментов: исходя из нынешней экономической ситуации, считаю, власти региона и Перми выделяют максимально возможные средства на сферу образования, в том числе школьное. Когда мы общаемся с учителями, то узнаём, что обиды у них возникают не потому, что деньги до них не дошли. А в связи с тем, что стимулирующая часть настолько размыта. И приводятся примеры, когда учительница, подруга директора, получает больше других педагогов и т. д. Нам надо уходить в этом вопросе от субъективных подходов и позиций, прозрачность должна быть на всех уровнях. Самое главное, руководители школ должны понимать, что они несут персональную ответственность за микроклимат в коллективе, за социальное спокойствие. Не надо без необходимости возбуждать учителей, потому что это сразу переходит на школьников и их родителей. Не нужны нам эти негативы, надо на позитиве воспитывать и обучать детей. Школа не имеет права работать на негативе. Хорошее настроение должно быть у всего персонала – от уборщицы до директора. Вот тогда будем иметь качественное образование».
Почему нарушают права?
«На круглом столе у меня возникло несколько вопросов. Для себя до конца так и не выяснила, где же западает проблема. Напряжение связано только с реальным уменьшением оплаты труда у части педагогов? Или оно возникает ещё из-за того, что учителя не понимают, как им начисляется зарплата? Влияют ли на это непрофессиональные действия руководителей образовательных учреждений? Кстати, мои встречи с директорами школ говорят о том, что у некоторых руководителей нет чёткого понимания, как должна начисляться зарплата, из чего она состоит.
Поэтому рано снимать с контроля поручения и указы президента. На мой взгляд, в дополнение к федеральному мониторингу нужно тщательно изучить, сколько педагогов в крае получают меньшую, чем положено по закону, оплату. Также нужно дополнительно проанализировать качество локальных актов в школах и управленческих решений директоров. По своей прошлой работе прекрасно знаю, как некачественные внутренние документы могут приводить к нарушениям прав учителей».
Смотрите также:
- Сам себе начальник. Как директор назначает себе зарплату? →
- Нагрузка - 99 часов! →
- На грани выживания →