Нам бы зиму круглый год

   
   

Каждое утро с половины восьмого до девяти, а то и дольше, Татьяна Фёдоровна держит оборону. Работает она дворником в ТСЖ, обороняется от жителей соседних пятиэтажек, несущих каждое утро мусор на вверенный ей объект. 

В ТСЖ вывоз мусора налажен - в каждом подъезде камера у мусоропровода, в камере - бак специальной конструкции, которая позволяет автоматически опорожнять его в мусоровоз. 
В пятиэтажках своя управляющая компания и контейнерная площадка. Там тоже вывозят отходы, но людям «удобнее» выбрасывать мусор у подъездов ТСЖ. Утром они как раз мимо того дома торопятся на остановку общественного транспорта.  

Удобство - прежде всего 

У Татьяны Фёдоровны есть добровольные помощники - члены ТСЖ, вышедшие погулять с собачками. Особо упрашивать их не надо - понимают, что за каждый пакет, подброшенный соседями, придётся заплатить. Гоняют собаководы несунов от всей души. Позиционная война идёт не первый год. Жители пятиэтажек с аккуратными пакетиками опасливо снуют мимо сердитой дворничихи и собак, а затем, как ни в чем ни бывало, всё же выбрасывают свои ТБО (твёрдые бытовые отходы) в кусты под окнами соседнего дома, за границей ТСЖ. 
Наверное, следовало бы там и устроить площадку с мусорными баками, поскольку людям так удобнее. Но там - не положено, СанПин не позволяет. Поэтому несанкционированный мусор копится под окнами жилого дома от весны до весны. В мае придут отряды мэра и всё почистят. И ведь что замечательно, не успеют уполномоченные компании вывезти собранный подростками мусор, как рядом уже растёт новая кучка аккуратных пакетов. Дворник Татьяна Фёдоровна виновата в этом или кто?  

Правда жизни 

Город Пермь, по данным управления внешнего благоустройства, произвёл в прошлом году 969,7 тысячи тонн твёрдых бытовых отходов. Цифра растёт год от года. Попробуйте войти в любой из городских лесов, и вы поймёте, что официальные данные занижены. Неучтённые тысячи килограммов мусора лежат компостом в зелёных массивах. 
И пусть лежат. Попытка сдать эти отходы на полигон способна обанкротить город. За кубометр бытового мусора на полигоне ТБО придётся заплатить 56,38 руб. (плюс НДС), мусор производственный обойдётся дороже - 116,3 руб. за кубометр (плюс НДС). И это без учёта транспортных расходов и зарплаты грузчиков. Получается, что чистый город нам просто не по карману.  

Есть идеи 

Согласитесь, далеко не каждый «отход» валяется на улицах в свободном доступе. Давно налажен сбор бутылок, жестяных банок, картона. Металлолом недоступен даже самым отчаянным пионерам. Одно известное предприятие пивной отрасли с успехом проводило в Перми акции по сбору пластиковой тары. За каждую сотню баллонов сборщик получал баллон газировки. Было это лет семь назад. Проблема могла быть решена. К сожалению, фирмы по переработке пластика, вопреки радужным бизнес-планам, вынуждены были свернуть свою деятельность, не выдержав бюрократического прессинга. Говорят, что успеху мешают мифы о сверхприбыльности мусороперерабатывающей отрасли и отсутствие специального налогового режима, позволяющего развиваться предпринимательству в этой сфере.  

Кому это надо?

Репутацию грязного города Пермь заработала сразу после того, как перестала быть закрытым городом, лет 25 тому назад. Мы привыкли жить в вихрях летающих фантиков, шелухи семечек и песка, перемешанного с собачьими фекалиями. Образ родины у нас такой. Зачем что-то менять? 
Оказывается, психологи и социологи давно предполагали, что асоциальное поведение может распространяться подобно эпидемии. Люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом «дурной пример» трактуется расширительно: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы. В 2009 году опубликованы результаты исследований немецких социологов, подтверждающие это предположение. Буквально: мусор на улицах провоцирует прохожих на хулиганские поступки, чистота, наоборот, способствует снижению преступности. Города Пермского края могли бы стать менее опасными, если их тщательно и регулярно прибирать?  

Полгода без проблем 

В Перми 25 предприятий занимаются вывозом мусора, специализируясь на разных видах отходов. Экологических управлений при министерствах, отделов при департаментах, просветительских обществ и комитетов, а также кафедр, институтов и лабораторий насчитывается чёртова дюжина. Люди работают. А город по-прежнему остаётся грязным в дождь и пыльным в отсутствие дождя. 
Но вот наконец выпал снег, и эту тему, наверное, можно закрыть до весны. Окурки, обёртки и даже крупные пищевые отходы можно смело валить прямо из окон под свежий снегопад. Весной, когда всё это вытает, снова поговорим о красивой жизни в чистом городе. 
Мы теперь знаем, кто мешает нам жить по-людски: чужой дворник, строгий СанПин, налоговая система и дороговизна полигона ТБО… 

Кстати 

Бросать окурки из салона автомобиля или выбрасывать использованный автобусный билет на асфальт - незаконно. Однако такое хулиганство остаётся безнаказанным. Сбор доказательной базы - дело настолько трудоёмкое, что проще не заметить нарушения, чем заниматься перевоспитанием хулигана.

 

Ещё одна попытка

В Перми под эгидой краевого агентства по строительству и ЖКХ запущен проект, цель которого - не только уменьшение количества ТБО на полигонах, но и изменение экологического мировоззрения горожан. Оптимизация системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами началась с установки в Свердловском районе Перми двух десятков контейнеров для сбора пластиковых бутылок. Однажды пластиковый бизнес уже потерпел фиаско, причём именно в Свердловском районе. Теперь, под зонтиком краевой структуры, у него больше шансов на удачу.

А как у них

Автоматы по сбору отработанной тары - фандоматы - обычное дело для европейских городов. Производятся фандоматы в Германии и стоят 4 800-7 000 евро. Каждый агрегат рассчитан на конкретный вид тары. Сдаёшь пластиковую бутылку - получаешь несколько центов. Недавно в Москве установлена партия фандоматов. Алюминиевые банки принимают по цене 40-70 копеек, пластик - по 10 копеек за единицу тары.

Смотрите также: