Сергей Титов: «Белой вороной быть не боюсь!»

   
   

История знает не мало примеров, когда бессмысленный и бесполезный в утилитарном понимании поступок обретает значимость подвига. Учитель, идущий в камеру смерти вместе с учениками «неправильной» расы. Лейтенант царского флота, разделивший с мятежными моряками неминуемое поражение.

Поступок трёх пермских депутатов, проголосовавших против отмены муниципальных выборов главы города, не так трагичен во внешнем проявлении. Войдёт ли он в историю как гражданский подвиг? -  Нет уверенности. И всё же, они  голосовали «против».  

- Сергей Игоревич, Вы понимали, что останетесь в меньшинстве. Зачем? 

- Я не страшусь быть белой вороной среди разноцветных. Отношение жителей в моем округе к отмене выборов отрицательное. Как я мог голосовать иначе? Я не обещал своим избирателям, что отменю выборы. Пять лет назад вообще вопрос такой не ставили. Мэр должен избираться прямым всеобщим голосованием и должен возглавлять исполнительную власть. Не только я, избиратели мои так считают. Не вижу никакого смысла в двуглавой системе «мэр и сити-менеджер». Логики, на мой взгляд, тут нет. Поэтому я против. 

- Но есть же партийная дисциплина, Вы как член Единой России…

- Должен заметить, нет ни одного решения парии о том, как  должна выглядеть система выборов главы местного самоуправления. Возьмите Федеральное законодательство. Прямое всенародное голосование прописано в законе № 131 ФЗ. Кстати, положение меньшинства в думе не такое уж безнадёжное, как Вы себе представляете. Трое были против, трое воздержались. Шесть депутатов из тридцати шести «не за» – это 16,6 %.

Нет причин молчать, чего-то опасаясь. У нас вообще молчать не принято, либеральный край, либеральный город.

- И вы не боитесь, что вас теперь будут бить по бизнесу, как это принято? Не дадут муниципальный заказ, например.

- Да нет никакой проблемы с заказом. Сложно так вот взять и не допустить до аукциона достойное  дорожно-строительное предприятие, даже  не постесняюсь сказать, одно из выдающихся предприятий в Пермском крае. Надо всё делать качественно и в срок. Тогда претензии, возникшие не по делу, а на почве личной неприязни, обосновать будет трудно. В любом случае, даже если такие претензии возникнут, то их можно оспорить в суде. Опыт такой есть.

Безнадёга

Второй год в Перми идёт жёсткая дискуссия о постиндустриальном будущем города. Стороны ввели в оборот  некого «пацана с Крохалевки». Он де мыслит  не так, не хочет жить культурно, или же наоборот потребность имеет специфические, так что не в полной мере удовлетворён.

- Вы, депутат от Крохалевки, знаете, о ком идёт речь?

- Нынешний «Пацан с Крохалевки» формировался в не очень хорошее время. Но я думаю, что ему нужна работа, дом, семья, условия для отдыха.

- Умеет ли, хочет ли он работать?

- Престижность работы на заводе сегодня занижена. Ну, так ведь Крохалевка всегда была не заводским, а городским микрорайоном. Транспортная доступность позволяет тому самому «пацану» найти себе место для работы где угодно, хоть в банке, хоть в театре хоть на КамГЭС. Реализоваться в любой профессии? - есть такая волзможность! Крохалевка – не замкнутый мирок, не резервация для каких-то специфических типажей. Житель  Крохалевки по своим человеческим качествам ни в чём не уступает тем, кто любит порассуждать о культуре в постиндустриальном обществе. Граждане Российской Федерации там живут. Нормальные достойные люди.

-  А почему из Перми народ бежит? И в Москву,  и в Самару, и в Нижний, и в Екатеринбург, а к нам оттуда не едут?

-  Жаль, если бегут; жаль, что лучшей доли ищут где-то там. Но этот процесс объясняет наука - экономическая география. Миграция человека направлена либо на Запад, либо на Юг. Пермь -  самый северный из городов-миллионников. Дальше одна тайга, оттуда ждать притока населения не приходится. А на Востоке - гора, за горой - Екатеринбург. Он аккумулирует весь человеческий ресурс, что движется с восточной стороны на Запад. Стимулы, которые раньше были: уральский коэффициент, большие стройки, индустриальные гиганты и, соответствующие карьерные возможности, а так же патриотический порыв,   - всё в прошлом. Нет этого, и притока населения нет. 

- Неужели у нас нет будущего?

- Смотря в какой перспективе. 

Заводская цивилизация

- Идея нужна! Если все думают, что тут нет перспективы, то общечеловеческий вектор развития никуда не направлен и развития нет. 

- Ну, так ведь есть идея-то.

- Нет, это не идея. Не ложится на наш менталитет проект культурной столицы. Образ самого современного нефтехимического или машиностроительного центра, на которой в принципе здесь взращено уже не одно поколение, могла бы овладеть массами. В крови у нас это заложено, мы - люди заводской цивилизации. Это осязаемо, понятно. А «культурная столица» скептицизм вызывает и больше ничего. Вот если бы поставить целью  бытовую культуру, чтоб жить без хамства, чтоб бережное отношение к окружающей городской среде привить каждому?  Это вариант. Всё равно много времени потребуется для этой идеи, продвигать надо как-то технологично, чтоб  предложение не вызвало противодействия, отторжения. 

- Что гадать, если  выбрали уже и проект, и тех, кто продвигает.  

- Да ничего не выбрали! Есть понятие «критическая масса», Когда набирается достаточно много людей, которые захвачены идеей, она начинает двигать общество. Коммунистическая идея какова -  в Космос с ней полетели! Полетели, потому что идея овладела умами, захватила массы.

- А потом захотели массы колбасы и отыграли назад.

- Не в колбасе там было дело. Не в  колбасе! 

Системный сбой

- Есть предположение, что город мстит за нелюбовь к нему, отсюда и упавший самолёт, и взбесившийся автобус, и «Хромая лошадь». Как Вам эзотерическая теория катастроф?


- Автобус – это системная проблема управления городом, я бы исключил это событие из предложенного ряда. Самолет - это другой уровень системного сбоя, на уровне государства. «Хромая лошадь» это – свыше. Подумайте, двадцать лет  перестройки, изменения отношения к религии, а мы вот только что крест на кафедральном соборе поставили. Руки никак не доходили.

- Вы человек религиозный?

- Нет. Просто чувство ответственности должно быть у каждого человека за поступки, за последствия своих решений, а это чувство нивелировалось в обществе. Ответственность, как правило, воспитывает семья, коллектив, школа. Не воспитали. «Хромая лошадь» – результат вседозволенности и безответственности. Никакой эзотерической подоплёки тут нет.

Кризис

- В системных сбоях виноват, быть может, кризис?


- Кризис был с пятого по восьмой год.

- Вы хотели сказать с восьмого по десятый?

- Нет. Кризис - это когда люди сходят с ума и живут не по средствам, влезают в долги, не задумываясь, как отдавать. Кризис -  когда деньги  получают не зарабатывая. 

- Неожиданная трактовка.

- Можете цитировать. У нас был кризис в управлении городом с 6 по 10 год. Мы стали выбрасывать огромные деньги на что ни попадя, вот хочется и – купим. Голландцев позовем генплан нарисовать, сами в Бразилию поедем. Деньги на всё есть, а когда они есть, перестаешь думать, что действительно надо, что – так, блажь. Автосалонов и торговых центров понаставили, а ни одну реальную проблему города так и не решили за счёт кризиса больших денег. Детсады как не строили так и не строят, кинули мамашам по пять тысяч, чтоб сидели дома. Транспортная проблема не решена, как бегали эти перевозчики – несть им числа! - по городу, так и бегают. В школах ничего не изменилось к лучшему, в поликлиниках – очереди, по 12 минут на одного больного разрешено тратить врачу. Такой норматив, остальное – за свой счёт. 

- Но генплан всё-таки нарисовали?

- Утверждение генплана именно сейчас - это политический акт. Нужно предъявить результат пяти лет работы, вот вам результат в виде генплана.

- Можете объяснить, чем он плох?

- Во-первых, не понятно, на чём основан этот проект. Почему третий камский мост находится в створе этой улицы, а не какой-либо другой? Как рассчитывались, например,  транспортные потоки? Куда люди поедут на работу утром, с работы вечером и сколько вообще нас будет в городе?

В части землепользования реализован принцип – всё, что не разрешено, запрещено. На каждый шаг надо прописывать разрешение, а это – поле для коррупции.  Вот вам во-вторых. Это то, что лежит на поверхности. Разговор о генплане – отдельная тема, требующая детальной подготовки.

- Как же мы с кризисным генпланом выйдем из кризиса? 

- В любом случае выйдем. Деньги бешеные кончились, и смотрите, всё уже встаёт на свои места, хотя ещё недавно было море по колено.

- Улицу Ленина после кризиса перестанут копать?

-  Её не просто так копают. Концепция реконструкции варьируется. Там сначала идея была по выделенной полосе для трамваев пустить общественный транспорт.

-  То есть автобус по трамвайным путям?

- Да. Потом оказалось, что  автобус по рельсам не ходит. Тогда решили, что надо изменить проект, и всё переделать.

- И снова заплатили подрядчику?

- Да.

- Это кризис.

- А я что говорю?!  

Нарушил – плати

- Так повелось, чем выше статус индивидуума, тем больше правил, а то  и законов  он может нарушать безнаказанно.


-  Спорный тезис. Жизнь так устроена, что всё равно накажет.

-  И всё же Вы себе позволяете что-то нарушать? 

-  Да, за рулём порой превышаю скорость.

- Штрафы гаишникам платите?

-  Злые до денег сотрудники ГИБДД  на дороге мне не встречались, а квитанции, что приходят по почте, исправно оплачиваю через сбербанк. Сейчас камеры фиксируют нарушения ПДД. Камере всё равно, какой у тебя статус, депутат, чиновник, бизнесмен с большими связями. Так что я плачу, не отлыниваю, не оспариваю. Если ты нарушаешь, ты же осознанно это делаешь. «Не заметил знак» - это не разговор вообще. Хотя поговорить с инспекторами ДПС люблю. Мы дороги строим, они на дорогах работают. Есть общие темы. 

- У Вашего отца был выбор, ехать по назначению  в Ленинград или в Пермь. Не корите его? Жили бы сейчас в Питере!

- Нет, сейчас не корю. Отношения с городом у меня сложились.

-  Как, по Вашему, Пермь – он или она?

- «Она» – по первому ощущению. Хотя, если подумать, мощный промышленный центр Пермь – это «он». Город на перепутье. Я не готов сейчас сказать, что получится. Никто, наверное, точного прогноза сейчас не даст. 

Смотрите также: