129

Связаны одной цепью. Почему Пермь сейчас невозможно отделить от всего мира.

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Прикамье 30/11/2016
С распадом СССР к нам хлынул поток мигрантов. Не все готовы адаптироваться и принимать новую для них культуру, что порождает конфликты в обществе.
С распадом СССР к нам хлынул поток мигрантов. Не все готовы адаптироваться и принимать новую для них культуру, что порождает конфликты в обществе. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Распад СССР, глобализация привели к тому, что даже небольшой город на Урале оказался тесно связанным с мировыми политическими процессами. Об этом мы беседуем с Павлом РАХШМИРОМ, известным учёным, доктором исторических наук, который почти 30 лет заведует кафедрой новой и новейшей истории Пермского университета. 

Досье
Павел РАХШМИР. Родился 18 июля 1935 г. в Каменец-Подольске УССР. Исследователь политической и духовной культуры стран Запада (США и Западная Европа) в новое и новейшее время, эволюции политической мысли на Западе (XIX-XXI вв.). Автор двух учебных пособий, более чем 120 научных статей и 6 книг. Почётный гражданин Пермского края.

Война за веру

- Сегодня говорят о широком распространении экстремистских настроений в мире. Россия, да и наш край, к сожалению, не остаются от них в стороне. С чем это связано?

- Считаю, что во многом это следствие глобализации. Либералы надеялись, что глобализация решит все проблемы, а она, по-моему, их создаёт. Расизм, национализм, внутренние усобицы - это тоже её эффект. Недавно на занятиях с магистрами я порекомендовал им почитать труды политологов Френсиса Фукуямы и Сэмюэла Хантинг­тона. Первый после падения Берлинской стены говорил, что вот сейчас наступит эра благоденствия, многие противоречия в мире будут сглажены. А вот второй предсказал, что глобализация - отнюдь не елейный процесс. Произойдёт столкновение цивилизаций. И действительно, оказалось, что культуры народов могут отличаться настолько сильно, что людям очень сложно найти общий язык. 

Для современного мира характерны небывалые прежде иммиграционные волны. В бывшие империи (а СССР тоже можно, по сути, так назвать) постоянно прибывают люди из входивших в них стран и бывших колоний. К нам активно едут выходцы из государств, где распространён религиозный экстремизм. 

- Почему именно религия стала почвой для подобных настроений?

- Основные различия между странами, которые столкнула друг с другом глобализация, находятся именно в культурной и духовной сферах. Ярче всего сказываются экономические различия. Однако именно культурные, а особенно религиозные, становятся препятствием на пути сближения народов. Уверен, что религия должна примирять людей, а не разжигать рознь между народами. Те, кто готов воевать за веру, больше всего религию и компрометируют. Но такие люди этого не понимают. 

Нужно разобраться

- В Перми против пользователя соцсети возбудили уголовное дело за экстремистские высказывания. Правильно ли это?

- Экстремиста видно нево­оружённым глазом. Есть много такого, что настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. Однако судить нужно не только по взглядам, но и по деяниям. Одно дело привлекать за высказывание, а другое - за реализацию. Надо понимать - либо вы со зла грозитесь убить, либо действительно убиваете. Есть разница. 

Определение того, что считать экстремизмом, - задача непростая. В данном случае нужен серьёзный научный анализ. Сейчас, например, в политической полемике оппоненты огульно называют своих соперников то фашистами, то нацистами, что далеко не всегда соответствует действительности. Не каждый экстремист обязательно является фашистом, но каждый фашист - это совершенно точно экстремист. Стоит также учитывать, что экстремизм бывает различного типа. И возникает на разной почве: национализма, расизма, религии и всякого рода фобий. 

Нельзя допускать, чтобы это превращалось просто в ругательство. Нужно выработать чёткую терминологию, которую в случае необходимости можно будет использовать в суде. 

- Ваши студенты с Интернетом на ты. Как вы находите с ними контакт?

- Преподаю 57 лет, и пока всегда удавалось находить со студентами общий язык. Я - не противник Интернета, многое стало доступным благодаря ему. Мимо него не может пройти ни один исследователь современного мира. Должен признать, что именно материалы из всемирной сети - одна из главных составляющих моих научных работ. И разнообразные СМИ, и книги зарубежных авторов можно найти почти в режиме реального времени. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей понимали: Интернет существует не только для общения и развлечения, но и для серьёзной работы. Другое дело, что, на мой взгляд, он не должен полностью заменять книги. Работа в Интернете и чтение - всё-таки разные процессы. Сеть - это скорость и доступность информации, а книга побуждает нас к основательным размышлениям. 

- Ваши научные исследования долгое время были посвящены именно фашизму. Вы продолжаете этим заниматься и сейчас?

- Фашизм - это важная тема истории XX века, поэтому долгое время исследовал именно его. Однако после Второй мировой войны более важным для истории Запада ставят характер отношений между такими идейно-политическими течениями, как консерватизм и либерализм. Сейчас в мои планы входит анализ современного американского консерватизма и того, что в него вносит 45-й президент США, Дональд Трамп, к которому сейчас приковано особое внимание.

- Америка и тема выборов в этой стране не сходят с экранов телевизоров и страниц газет. Зачем нам так подробно об этом знать?

- По-моему, это очевидно. Хотим мы того или нет, но то, что происходит в этой стране, напрямую сказывается на всём мире. В том числе и на нас.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах