Как ни парадоксально, история иногда делает похожие витки. Протестные действия, докатившиеся до Перми, породили совет «24 декабря», а с «декабристами» встретился губернатор края. Представители оппозиции обозначили своё видение проблем. В том числе тему злоупотреблений в сфере ЖКХ.
А власти-то не знали
В середине марта по поручению губернатора с представителями общественности, обеспокоенными состоянием дел в сфере ЖКХ, встретился Алексей Храпков, министр градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края. На встрече присутствовал также Павел Ивашкин, руководитель Региональной энергетической комиссии (РЭК) Пермского края. Речь шла о завышении теплового тарифа в регионе.
- Первый этап переговоров прошел успешно, - рассказывает участница встречи юрист Ольга Яндыева, директор Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт». - Обсудили необходимость прекращения монопольного сговора между ПСК и ТГК-9. Этот факт был доказан арбитражным судом Пермского края в 2009 г. (судья Щеголихина). По результатам этого суда федеральная антимонопольная служба вынесла предписание об устранении сговора путём прекращения монопольных соглашений. Однако на сегодняшний день это никаким образом не устранено. Почему? Этот вопрос был задан А. Храпкову, и он попросил время для изучения ситуации.
Далее говорили о структуре тарифа на тепло. Алексей Храпков заверил, что будет сделан сравнительный анализ нашего и близлежащих регионов по поводу тарифов на тепло, его соотношение в квитанции и кошельке потребителей. Был поднят вопрос о необходимости введения в РЭК общественного представителя для контроля их действий и непосредственного формирования тарифов. Оказалось, что такой представитель имеется, но никакого контроля со стороны общественности реально не происходит.
Также было сказано о том, что власть не контролирует РЭК по раскрытию своей информации и информации монополистов. Руководитель РЭК признал нарушение со стороны своего подконтрольного органа и обязался исправить данную ситуацию.
И последнее: на встрече договорились создать рабочую группу, которая будет заниматься дифференциацией тарифов на тепло. На сегодняшний день действует единый тариф для всех категорий населения Перми и всех случаев технического присоединения домов. Например, дом, в котором есть бойлер и который самостоятельно подогревает горячую воду, платит по тем же ценам, как строение без бойлера, обслуживаемое ЦТП. Эта ситуация неравноправна, и здесь необходимо дифференцировать тариф. К тому же нынешний тариф не зависит от протяженности сетей, обслуживающих дом. Например, у ТСЖ «Братская, 14» всего лишь 9 м трубы, и при этом тариф ПСК на 40 с лишним процентов выше, чем у ТГК-9, у которого находятся на обслуживании оставшиеся 100-200 м трубы. Поэтому необходимо дифференцировать тариф с учётом технических соединений. Чиновники подтвердили эту необходимость и заверили, что будет создана комиссия, которая будет заниматься дифференциацией тарифа.
- Несмотря на успешно начавшиеся переговоры, пермская общественность оставляет за собой право бороться с монополистами и иными методами, - заявил Александр Зотин, председатель «Союза защиты пермяков». - На правлении ассоциации «Пермский стандарт» и внутри «Союза» оговорено создание специализированной тарифной коалиции. На данный момент мы оспариваем сам договор перепродажи энергии между ТГК-9 и ПСК в краевом арбитражном суде. В этом договоре нет существенных приложений, в которых бы были поименованы дома, куда должна передаваться энергия.
КСП против РЭК
Монополисты отмахиваются от нападок общественности, как от надоедливых мух, мешающих работать. Но в середине марта на комитете по развитию инфраструктуры ЗС края был представлен отчёт краевой Контрольно-счётной палаты, проверявшей деятельность РЭК, который произвёл эффект разорвавшейся бомбы. По данным КСП, тарифы на услуги ЖКХ оказались завышенными у всех поставляющих ресурсы компаний. Некоторые выводы представителей общественности нашли подтверждение в выводах официального органа. «Цены ООО «Пермская сетевая компания» (дочернее общество «ТГК-9») превышали предельные тарифы, установленные Федеральной службой по тарифам РФ, в 2008 г. на 537 %, в 2009-м – на 15,2 %, в 2010-м – на 17,7 %, в 2011 г. – на 18,8 %. По результатам проверки не подтвердилась экономическая обоснованность затрат ПСК, включённых в тарифы на 2008–2011 гг. в общей сумме 800,5 млн руб.», – говорится в отчёте КСП.
Аудиторы контрольно-счётной палаты пришли к убийственному выводу, что высокий темп инфляции, наблюдаемой в Пермском крае, падение реальных денежных доходов населения, а также падение оборота розничной торговли напрямую зависит от неэффективной работы РЭК. «Данные факты отразились на позициях Пермского края в рейтинге, учитывающем характеристики уровня жизни населения и результаты деятельности организаций. Регион находится на одном из последних мест среди субъектов-конкурентов», – говорится в отчёте КСП.
Доклад вызвал раздражение представителей монопольных ресурсоснабжающих организаций.
- У меня сложилось впечатление, что порядка восьмидесяти процентов поднятых экспертами вопросов, связаны с непониманием процессов, - заявил депутат Сергей Богуславский, директор Пермского филиала ТГК-9. - С другой стороны, это связано с неурегулированностью законодательства, в том числе федерального.
Аудитор КСП Людмила Иконникова отметила, что при выполнении задания краевые служащие – специалисты КСП совместно с привлечёнными экспертами, выбранными по конкурсу, испытали в своей работе препятствия, а порой и нежелание предоставлять информацию со стороны членов РЭК.
Депутаты краевого заксобрания решили вернуться через месяц к рассмотрению вопроса о проверке РЭК, которая, согласно выводам аудиторов, буквально подрывает своей деятельностью экономическое развитие края. Но ясно одно – что интерес общественности к вопросам тарифообразования в Пермском крае не случаен.
В тему
Как сообщили «АиФ-Прикамье» в пресс-службе ООО «Пермская сетевая компания», на момент проведения открытого конкурса по продаже имущества МУП «Пермгоркоммунтепло» в 2008 г. данная организация находилась в стадии банкротства. Выставленное на торги имущество и оборудование имело высокую степень износа, поэтому обязательным условием было содержать и обеспечивать эксплуатацию объектов в соответствии с их целевым назначением. Победителем торгов было признано ООО «Пермская сетевая компания». Как отмечают в «ПСК», законность данной сделки подтвердил Арбитражный суд Пермского края решением от 28.05.2010 г., а ликвидированное МУП больше не существует.
Таким образом, ПСК в 2008 г. выступила гарантом сохранения и развития тепловых сетей Перми и всей теплоснабжающей инфраструктуры города. Отсюда и логичен тот факт, что тариф складывается из стоимости поставляемого тепла ТГК-9 и стоимости обслуживания теплосетей, чем как раз занимается «ПСК». А это - и ремонты, и модернизация теплосетей, и надёжное снабжение теплом потребителей. В этом процессе учтён каждый рубль. Представители же ТСЖ почему-то упорно не хотят замечать данные факты.
В «ПСК» отмечают, что разбирательства по вопросам якобы завышенных тарифов на тепло не в первый раз инициирует одна и та же группа лиц, которая, по мнению теплоэнергетиков, не является представителем всех жителей Перми.
Как полагают в «ПСК», очередная попытка начать разбирательства по надуманным поводам свидетельствует о намерении дестабилизировать отрасль теплоснабжения Перми, что несёт непосредственную угрозу жителям и противоречит их интересам.
чит их интересам.
Смотрите также:
- Жаркие тарифы. Почему жителям Перми приходится защищать свои интересы в судах? →
- Общественные обсуждения или споры. Снизятся ли суммы в наших платёжках? →
- Градус тарифных баталий. Почему монополисты «обирают» потребителей? →