Новую маршрутную сеть, её плюсы и минусы мы обсудили с директором НП «Единый союз перевозчиков» Михаилом Ухватовым.
Нерентабельный бизнес
Илья Пригожин, «АиФ-Прикамье»: Михаил, как вы оцениваете новую маршрутную сеть, которую предлагают городские власти?
– А минусы есть?
– Большой минус заключается в том, что потребуется оснащение автобусов системой мониторинга входа-выхода пассажиров, которая включает в себя систему распознавания лиц пассажиров. Очевидно, что это приведёт к удорожанию себестоимости нашей услуги.
– Ужесточаются ведь и требования к участникам аукционов на перевозки с точки зрения подвижного состава.
– Да, сейчас перевозчик может заявиться с автобусами не старше 12 лет. При этом половина транспорта должна быть моложе пяти лет. Все автобусы, которые не будут соответствовать этим требованиям, придётся заменить в течение контракта. При этом экологический класс транспорта не может быть ниже «Евро-4», а половина автобусов должна ездить на топливе «Евро-5. На долю полностью низкопольных автобусов должно приходиться 30 %. Задавал администрации вопрос, почему не полунизкопольные (когда передняя и средняя площадки – низкопольные, а на задней площадке на входе есть ступенька. – Авт.). Но мне никто не смог ответить на этот вопрос. Дело в том, что в полунизкопольных автобусах предусмотрены места для инвалидов, к которым они могут подъехать и пристегнуться. В полностью же низкопольном транспорте пока таких мест нет.
– Насколько сложно перевозчикам будет потянуть эти требования к транспорту в финансовом плане?
– Честно? Да нереально.
– Как будут выходить из этой ситуации?
Жители отдалённых районов проиграют
– Как вам предлагаемая система коротких маршрутов, следующих до транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), где пассажиры смогут бесплатно пересесть?
– Мне как перевозчику на самом деле всё равно. Главное – работать с прибылью. Будет короткий маршрут, ну и хорошо. Если оглянуться назад, то во времена СССР в Перми в сутки перевозили около 1,2 миллиона пассажиров. Их обслуживало 500 транспортных единиц. Сейчас суточный пассажиропоток – около миллиона человек. Его перевозит более 800 единиц транспорта. В советские времена длинных маршрутов не было. В роли ТПУ выступали те же Компрос, Центральный рынок. Но большинство автобусов в то время были машины-гармошки, сочленённые.
Укорачивание маршрутов хорошо для передвижения на небольших промежутках. Пассажиры из центральных районов, где люди будут успевать пересаживаться, выиграют от этого нововведения.
А вот многие жители Орджоникидзевского или Кировского района, которым нужно ехать далеко, однозначно проиграют. Понятно, что из Лёвшино пассажир не будет успевать добраться в ТПУ за сорок минут, чтобы бесплатно пересесть. Потому что время в пути маршрута № 77 до первого ТПУ как раз и составит 40 минут.
Когда мы говорим о бесплатных пересадках, надо понимать, что повышения тарифа не избежать. На встрече с перевозчиками прозвучало, что будет разработано новое тарифное меню, которое позволит осуществлять бесплатные пересадки. И нынешний тариф не актуален. Насколько помню, речь шла о 26 рублях. От повышения стоимости проезда никак не уйти. До 20 рублей его подняли в 2015 году. С тех пор официальная инфляция составила около 20%. Вот и считайте.
Возвращаясь к идее коротких маршрутов: если упор делают на них, то тогда благоразумно повысить вместимость автобусов. Чтобы люди не ехали в давке, нужны автобусы-гармошки, трёхосные машины.
– Но ведь власти Перми вроде бы декларируют, что повысится вместимость автобусов?
– Насколько мы поняли, о большей вместимости автобусов речь не идёт.
Когда мы уточняли параметры транспорта, там заявлены машины общей вместимостью 75 пассажиров. Под эти параметры, например, подпадает МАЗ-203. А в нём всего 23 посадочных места. Автобусы марки Volgabus, которые приобрёл ПГЭТ, при общей вместимости 100 человек тоже имеют 23 кресла для пассажиров. Для сравнения, в ЛИАЗах, которые сегодня используют многие перевозчики, – 49 посадочных мест при такой же вместимости в 100 человек.
– Как относитесь к предложению ликвидировать троллейбусы?
– Если смотреть с позиции перевозчика, то смерть любого конкурента – это благо. Как житель Перми, думаю, что делать это преждевременно. В центре города важно сохранить экологический транспорт, а мы, наоборот, уничтожаем троллейбусное сообщение. Лучше бы поменяли тогда троллейбусы на электробусы.
Смотрите также:
- Монополия. Чего ждать, если все маршруты зависят от одного перевозчика? →
- Отрасль без тормозов. Кто виноват в «бешеных» автобусах и водителях →
- Угадай маршрут автобуса →