Сыктывкар продолжает расти, а вот экономические и промышленные показатели города не лучшие. В канун праздника учёные Коми рассказали о том, как было раньше и чего ждать нам в будущем.
Город сменил несколько официальных и неофициальных, но закрепившихся за ним в народе имён: Усть-Сысола, Усть-Сысольск, Сыктывдин, Сыктывдинпом, Сыктывкар и даже просто Кар (в переводе с коми – «город»: других городов в республике тогда не было). В 1924 году город чуть было не стал Владимиром-Лениным, а в 30-е годы – Иосифом-Сталиным.
Реверанс императрицы
Однако судьбоносное решение приняли не советские вожди, а императрица Екатерина II. В 1780 году её указом погост Усть-Сысольск преобразовали в уездный город. Но этого могло и не случиться.
Перед войной Сыктывкар чуть было не лишился статуса краевого центра. В 1940 г. руководство ГУЛАГа предложило перенести столицу из Сыктывкара в Ухту. Там на тот момент уже построили железную дорогу (в Сыктывкаре она появилась лишь в конце 50-х годов). По замыслу Ухта должна была стать крупнейшим индустриальным центром. Но задумка о переносе столицы так и осталась на бумаге, поскольку началась война.
«Недавнюю инициативу по переносу столицы в Ухту считаю глупостью. Административным центром Коми был и должен оставаться Сыктывкар», – говорит историк.
Наши умы послужат родине
«Мечтать и надеяться – это присущие людям психологические состояния. Но что касается конструктивных перспектив, то нужно быть реалистами, – считает он. – Индустриальный рывок произошёл, когда запустили Сыктывкарский лесопромышленный комплекс в конце 60-х годов. Сейчас вряд ли найдётся инвестор, который захочет вложиться в аналогичное производство в нашем городе».
Столица Коми, как и другие города региона, уже попали в перечень госзаказа в части обеспечения высокотехнологичной промышленной продукцией и услугами Арктики. Так, три института – биологии, геологии и химии, Коми научного центра УрО РАН – подключат к работам по развитию Арктической зоны РФ. Научные разработки учёных из Коми хотят использовать при освоении территорий за Полярным кругом. Швейные фабрики Усинска, Инты и Воркуты начнут поставлять амуницию для работающих в зоне вечной мерзлоты людей.
Ну, а если отвлечься от глобальной роли Сыктывкара и обратиться к житейским проблемам, то городу есть над чем поработать.
«Власти должны обратить внимание на автомобильные развязки в муниципалитете. Главная дорога в Сыктывкаре не менялась с царских времён! В скором будущем мы просто задохнёмся от выхлопных газов, – констатирует Виталий Лаженцев. – Городу нужны дополнительные парковки и новые дороги».
Смотрите также:
- Юрий Мишарин: «Перспективы Прикамья в кризис радужными не назовешь» →
- Этого вы не знали. Топ-10 интересных фактов о Заводе Шпагина →
- Табачный дух - вон! →