А потому, когда 12 сентября в Ижме торжественно открыли долгожданный новый мост через реку, местные были счастливы.
Обещанного долго ждут
Эпопея со строительством моста, соединяющего правый и левый берег Ижмы, длилась шесть лет. К 2012 г. понтонный мост, который 20 лет служил переправой для ижемцев, пришёл в негодность. Тогда власти заявили, что ставить новый мост не будут – дело затратное. На постройку нужно было почти 100 млн руб. Власти решили, что лучше организовать паромную переправу через реку. Но жители левого берега – около пяти тысяч человек – возмутились и вышли на митинг. Республиканские власти услышали народ: выделили не только на ремонт действующего моста 18 млн руб., но и деньги на строительство нового.
Однако почти сразу вокруг сооружения начались недомолвки.
Срок поставки готового сооружения установили на август 2014 г. Подрядчик не уложился в срок и перенёс дату доставки понтонов. Однако и спустя год ижемцы не увидели 350-метровое сооружение у берега. Выяснилось, что завод выполнил заказ лишь на 22%.
К этому времени старый мост уже дышал на ладан. Весной 2015 г., во время паводка, наплавной мост, соединявший райцентр и девять заречных сёл и деревень, сорвало ледоходом. Баржи, служившие основой моста, унесло на сотни метров вниз по течению.
Когда к августу 2016 г. рыбинский завод в третий раз нарушил сроки поставки металлических конструкций, встал вопрос о смене подрядчика.
Металл не выдержал
Изготовлением, а впоследствии и монтажом понтонов занялась компания «Сталкер» из Архангельской области. Наконец летом этого года готовые понтоны привезли на берег Ижмы. Мост, рассчитанный на однополосное движение, установили за несколько месяцев и с помпой открыли в сентябре.
А уже 14 сентября в час пик многочисленные жители зареченских сёл снова остались без моста – сооружение снесло ветром!
«Мы на машине около десяти утра подъехали к переправе, а её… нет! Как только со стороны Заречья на мост заехал трактор, конструкция сдвинулась с места, и мост стал отчаливать от берега, – рассказала жительница с. Сизябск Ксения Канева. – В тот день как раз дул сильный ветер. Понтонный мост стало уносить вверх по реке, причём против течения».
Тем временем с обеих сторон берега собрались колонны машин. Среди них был и рейсовый автобус с пассажирами. Все ждали, когда мост вернут к берегу и прикрепят. Многие опоздали на работу.
Впоследствии поломка повторилась вновь.
«Всё дело в самой конструкции моста. Если в прежнем варианте плавучие понтоны соединялись шарнирами, то в новом варианте – замками, а сверху их закрепили пролётным строением. Кроме того, если у старой конструкции длина аппарели (заезд на баржу. – Авт.) была 25 метров в длину, то теперь всего 4 метра, – считает Николай Братенков. – Теперь, когда на мост въезжает даже 10-тонный большегруз (хотя знак на берегу гласит ограничение 30 т), нагрузка на первый понтон становится колоссальной, амортизации между понтонами нет. В итоге крепления первого понтона не выдерживают, и их вырывает с корнем».
А ведь все важные инстанции – райбольница, суд, налоговая инспекция, администрация – находятся за рекой. Каждый третий житель зареченских посёлков работает в Ижме. В райцентр жители сёл Сизябск, Мохча и деревень Бакур, Ёль, Варыш, Брыка, Черноборская и Гам возят детей в музыкальную школу. Мост местным нужен постоянно.
Депутаты предложили руководству района подать в суд на подрядчика, чтобы тот в гарантийный срок исправил недочёты конструкции. Однако изготовитель строил мост по заданному проекту, а что в нём – никто не знает. Спросить с чиновников, которые утверждали проект, тоже никак. Руководство муниципалитета сменилось, а значит, и отвечать за ляпы предшественников чиновники не будут.
В ближайшее время мост через Ижму муниципалы передадут на баланс республики. Поэтому одной головной болью у региональных чиновников станет больше.
Смотрите также:
- Гипсоогурцы. Почему жители Пыскора против нового завода →
- Приплыли! Почему до села невозможно добраться? →
- Не смыло. Мост через Веслянку уцелел →