Мы десятилетиями можем терпеть неудобства, с которыми европеец никогда мириться не станет. Так, жители с. Большая Пысса Удорского района давно привыкли, что осенью и весной дорога до райцентра превращается в непроходимое месиво.
Но октябрь 2018 года селяне, пожалуй, запомнят надолго. И пока на космодроме «Плесецк» запускают ракету-носитель «Союз-2», в Коми, в глубинке, люди отрезаны от цивилизации.
Победил систему
Большая Пысса расположена в 113 км от райцентра. Дорогу Кослан – Большая Пысса местные называют не иначе, как «Коми-трофи»: добраться до села можно только на полноприводном внедорожнике. На легковушке в эту сторону не проедешь – дорогая грунтовая, и техника нещадно вязнет в грязи, глохнет.
Деревенские – люди неприхотливые. На комфортабельные машины не претендуют. Радуются зиме, потому что дорога в это время года хорошая. Однако, садясь в рейсовый автобус, запасаются целлофановыми мешками. Дорога до Пыссы занимает три-четыре часа, и «санитарный пакет» вполне может пригодиться. В остальное время года ситуация ещё хуже.
«Трасса жизни» год от года становится всё более непроезжей, а самое слабое место на ней – мосты и водопропускные сооружения. Их на дороге до Пыссы несколько десятков, и чуть ли не все они аварийные. Деревянные опоры сгнили, многие из них обрушились.
Местный активист, депутат районного совета, глава общины коренных народов «Удорачи» Альберт Логинов ещё в 2012 году выиграл суд, где ответчиком выступали республиканские власти. Альберт Васильевич сумел добиться, чтобы дорожное агентство Коми привело автомобильную дорогу общего пользования между сёлами Чернутьево и Большая Пысса в норму. Об асфальтировании дороги, конечно, речи не шло, но отремонтировать аварийные мосты чиновников суд обязал.
«Срок выполнения работ был – до 31 декабря 2014 года. Но к октябрю 2016 года работы выполнили лишь на треть», – констатирует Альберт Логинов.
И вот два месяца назад дорожники принялись за ремонт ещё четырёх мостов.
Казалось бы, депутат добился своего и заставил тех, кто должен думать о людях, повернуться к ним лицом. Но радости жителям села пока это не принесло. Дело в том, что большегрузы, которые с сентября ежедневно подвозят стройматериалы для ремонта мостов, в конец разбили и без того ужасные трассы.
«Мы не можем выехать в райбольницу – машина застревает. Рейсовый автобус, который ходил к нам раз в неделю, отказался ездить», – рассказала одна из местных жительниц.
Заложниками ситуации также оказались жители населённых пунктов Мелентьево, Мучкас, Патраково, Политово, Малая Пысса и Латьюга.
«Сколько себя помню, в распутицу у нас никогда дороги не было, – вспоминает глава поселения Жанна Бушенева. – Сейчас до Пыссы доезжают только на вездеходах. Продукты в магазин и лекарства в аптеку привозят раз в неделю. Если сейчас эти четыре моста не отремонтируют, то жди беды. Так что не нужно жаловаться, надо потерпеть».
А терпеть придётся ещё как минимум два месяца: дорожники обещают завершить ремонтные работы только к Новому году. И лишь тогда индивидуальный предприниматель, который осуществляет еженедельные рейсы до Пыссы и обратно, выпустит автобус на линию. А пока пазик после неудачного штурма бездорожья стоит «на приколе».
Болевые точки
В аналогичной ситуации оказались жители всего Удорского района. Единственная автомобильная дорога, связывающая удорчан и жителей усть-вымского пос. Вежайка с внешним миром, сейчас непроезжая.
«Машины увязли в грязной жиже. На легковых вообще не проехать, но даже полноприводные машины беспомощно буксуют в грязи. На прошлой неделе, когда я возвращался из Сыктывкара, застрял тут. Пришлось ночевать в машине, ожидая помощи», – говорит житель с. Кослан Василий Бушенев.
Несмотря на знаки ограничения для автомобилей массой свыше 8 т, 35-тонные большегрузы в круглосуточном режиме перевозят с карьера гравий и песок. Неудивительно, что на дороге появились глубокие ямы и колеи.
Кстати
В 2019 году федеральные власти готовы увеличить субсидии на развитие сети сельских дорог по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» в республике. На эти цели за два года предполагают направить 227,3 млн рублей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть