Точечные «прыщи»
Клара Юрова, «АиФ-Коми»: Есть ли у столицы Коми своя концепция?
К сожалению, не один год будут всплывать истории, как кто-то когда-то получил землю в уже существующем квартале. И на ней вдруг выросла многоэтажка. Сейчас городские власти понимают – нельзя выдавать землю в местах, где городское пространство должно оставаться открытым. Нужно вести квартальную застройку в едином стиле. Некоторые строители пытаются так работать, но не у всех хватает средств. А без программы развития незастроенных территорий ещё сложнее: денег на строительство в чистом поле нет – тянуть коммуникации слишком дорого. И не каждый застройщик это осилит.
Поэтому некоторые строят, не думая, впишется ли здание в среду, соблюдена ли этажность, не нарушает ли оно гармонию, взаимодействует ли с окружением.
– И способов бороться с точечной застройкой нет?
– Есть. Но нужно понимать, что мы подразумеваем под понятием «точечная застройка». Если замену ветхого здания на новое – это одно. Если уплотнение уже существующего квартала – другое.
Если мыслить категорией «станет ли городу лучше от появления этого здания», то не вся точечная застройка плоха. Когда сносят ветхое жильё, на его месте может появиться новое, подчиняющееся существующей застройке, вписывающееся в неё стилистически, с соблюдением этажности и пропорции. Просто строительство в таких местах нужно контролировать. Для этого Совет города должен утвердить перечень территорий устойчивого развития застроенных территорий. Это касается возведения жилья на месте частного деревянного жилфонда. Если Совет примет такое решение, то, согласно градостроительному кодексу, застройщик будет обязан согласовать проект планировки квартала с нами и не отступать от него в будущем. Это позволит резервировать место под социальные объекты.
Сейчас мы настаиваем на том, чтобы застройщики готовили проекты планировки кварталов.
– Точечная застройка – не только проблема сама по себе. Она ведёт к уплотнению населения, возникают вопросы со стоянками и пробками.
– При строительстве нового квартала застройщик сейчас должен предусматривать одно машино-место на квартиру, но эта норма действует для вновь строящихся домов. Если же это дом в районе со сложившейся застройкой, то на него распространяются другие нормы – стоянки для 50% квартир. Это уже устарело. Увеличение норм хотя бы до 80-90% невыгодно застройщику. Но если мы хотим в перспективе жить в нормальных условиях, эту норму нужно менять. Сделать это может опять же Совет города.
С пропускной способностью дорог сложнее. Возьмём, к примеру, ул. Первомайскую. По генплану она должна быть полноценной артерией, которая разгружает Октябрьский проспект. Чтобы её построить, необходимы огромные средства. Поэтому работа в этом направлении движется очень медленно.
Создавать и сохранять
– Как вы оцениваете внешний облик жилья, возведённого в последнее время?
– Существуют как удачные, так и откровенно плохие примеры.
Есть компании, которые понимают: чем привлекательнее фасад, тем больше вероятность продать квартиру в таком доме. Люди готовы платить за красивое жильё. Но в целом у нас не– высокий уровень проектирования. Многие проекты готовят в мастерских, где на первом месте стоит коммерческая составляющая. Там про эстетику забывают. Бывает и так, что функции архитектора выполняют люди без специального образования.
– А что по поводу исторической части города?
– Безусловно, нужно сохранять все здания, построенные во времена Российской Империи и СССР, которые являются ценной архитектурной средой города. Во-первых, это эпоха, память, история, застывшая в камне. Во-вторых, это нижняя часть города, малоэтажная и психологически очень комфортная, изобилующая архитектурными деталями, изысками. А в-третьих, не факт, что в ближайшее время у нас появятся какие-то архитектурные шедевры, превосходящие красоту этих строений.
Работы по их сохранению идут. Если это жилые, а не муниципальные дома, забота об их содержании лежит на управляющих организациях. Когда очередь на капремонт доходит до зданий, относящихся к ценной архитектурной среде, подрядчик готовит документы. В них указывает, какие работы будут проводить, какие материалы использовать. Информация очень подробная – вплоть до цвета краски для фасадов. Этот пакет согласовывают, в том числе и с администрацией города, а мы вносим свои коррективы, основываясь на старых фотографиях, консультируясь со специалистами.
К примеру, здание магазина «под шпилем» (ул. К. Маркса, 212). Там нужно полностью заменить кровлю. Мы рекомендовали использовать аутентичную фальцевую кровлю, как это было раньше. Не другие материалы, не профнастил, ведь использовать этот промышленный материал при ремонте исторических зданий – просто издевательство. Надо вернуть зданию его исторический облик при помощи современного и функционального материала. Да, выйдет немного дороже, но не существенно.
Смотрите также:
- Поставить точку. Власти Сыктывкара хотят запретить уплотнительную застройку →
- Виктор Воженников: «Надо возродить Первогород к 300-летию Перми» →
- Главный архитектор Перми: «Застройщикам не хватает смелости» →