Благодаря чему жители краевой столицы смогут познакомиться с программами кандидатов (тех, кто не побоится участвовать в проекте) и проголосовать на своего рода «альтернативных выборах» сити-менеджера.
Открыты для всех
В конечном счете хотелось бы с помощью «Народного голосования» узнать отношение людей к кандидатам, донести мнение пермяков до властей, конкурсной комиссии и депутатов гордумы, которым предстоит утверждать нового главу администрации, – говорит автор идеи Алексей Васильев, директор Института политического права и управления (Москва). – Мы хотим создать такую площадку, которая позволит всем, кто заявился на конкурс, обратиться к людям за поддержкой своих программ и кандидатур. Мы не работаем с каким-то конкретным кандидатом и открыты для всех, кто решит использовать нашу площадку в качестве рупора для общения с пермяками. Для кандидатов мы вроде «Фейсбука», где они смогут создать свою учетную запись.
До конца мая авторы проекта планируют создать оргкомитет – комиссию «Народного голосования». В нее они приглашают всех желающих – общественников, правозащитников, политических экспертов, журналистов и т. д. Как и в реальной избирательной кампании, кандидаты при желании смогут вести агитацию. Вполне возможно, пройдут даже теледебаты, а пермяки смогут высказать свои наказы и пожелания претендентам на пост главы администрации Перми.
– Опрос жителей, думаю, проведем со 2 по 9 июня. Пермяки смогут выразить свое отношение к кандидатам в трех формах. Это традиционная для выборов форма, когда люди приходят в конкретное помещение и голосуют. Места для голосования откроем во всех районах Перми, в каждом депутатском округе. Также горожане смогут выразить свое отношение к кандидатам в передвижных пунктах либо в Интернете, на страничке проекта в «Фейсбуке».
Страховочный механизм
– Пермь – особый город, пассионарный. Здесь сильны демократические традиции и есть большой запрос на публичную политику. Тем более что на конкурс сити-менеджера здесь заявились серьезные кандидаты, которые могут конкурировать и как личности, и на уровне своих программ. Наш проект напоминает мне ситуацию с Евровидением, где есть телефонное голосование. Да, последнее слово за профессиональным жюри, но мнение людей принимается во внимание.
Если проект в Перми пройдет успешно, то надеемся транслировать его и в других городах России. Уже сейчас к нему интерес на уровне страны оказался даже больше, чем мы предполагали. Проект может вовлечь жителей в политику и принятие важных для города кадровых решений. Особенно для столиц регионов, мне кажется, эта тема может быть полезной с точки зрения именно демонстрации открытости власти, создания конкурентной среды, генерации новых идей развития города. Ведь, как мы предполагаем, в Перми будет конкуренция даже не столько личностей, сколько программ и подходов, как должен развиваться город.
Понятно, что совсем необязательно результаты «Народного голосования» и выбор конкурсной комиссии совпадут. Но перспективные идеи, озвученные разными кандидатами, может использовать выбранный сити-менеджер. Более того, результаты «Народного голосования» могут наложить дополнительную ответственность на конкурсную комиссию, а сам проект – стать своего рода страховочным механизмом, выявить абсолютно неприемлемые для горожан кандидатуры. Далеко не всегда ставку делают на людей, имеющих нужные профессиональные качества и способных изменить жизнь города к лучшему. А часто во главу угла ставят преданность и удобство для определенного круга лиц. Но если в «Народном голосовании» человек занимает последнее место, то конкурсной комиссии будет морально сложно объяснить, почему он стал победителем и главой администрации.
Три кита комфортной среды
Одним из первых кандидатов, откликнувшихся на предложение поучаствовать в проекте «Народное голосование», стал Алексей ЛУКАНИН. Он рассказал, почему решил сменить кресло депутата Законодательного собрания на пост сити-менеджера Перми. Также он поделился своими мыслями о том, что можно и нужно сделать, чтобы краевая столица действительно стала комфортной для жителей.
– Алексей Александрович, что все-таки вас побудило участвовать в конкурсе на должность главы администрации Перми?
– Получается, мы уже плавно перешли к тезисам вашей программы. Что вы лично понимаете под словосочетанием «комфортная городская среда»?
А.Л.: – Комфорт зависит от очень многих параметров. Когда есть горячая вода в кране. Когда есть отопление, если на улице холодно, и наоборот – батареи не шпарят в квартире, если за окном жара. Когда есть и парковка, чтобы поставить машину у дома, и в то же время хотя бы небольшая детская площадка. Когда продуктовые магазины находятся в шаговой доступности. Когда рядом есть парки и скверы. Когда по расписанию ходит общественный транспорт. Когда поликлиника не просто рядом, но и все анализы можно сдать в одном месте, а не ездить по трем различным адресам. Если все это описать более наукообразно, то получатся три ключевых параметра комфортной городской среды. Первый – это наличие и доступность жилья. Второй – обустроенность, экономичность и комфортность жилья. Наконец, третий – качество городского пространства, формируемого жилой застройкой.
Бахаревка и бараки
– Кстати, если исходить из ваших слов, то застройка Бахаревки дешевым жильем вроде бы укладывается в первый пункт вашей программы. Не так ли?
А.Л.: – Не так. Во-первых, комфорт невозможно обеспечить за счет кварталов новых хрущевок, что хотят сделать на Бахаревке. Эти кварталы станут бомбой замедленного действия для будущих поколений. Наши дети будут недобрым словом вспоминать тех, кто придумал так застраивать Бахаревку. Я сам строитель, и знаю, о чем говорю. Какой смысл застраивать пустырь, если в центре города бараки стоят?
Есть миф, что у нас не хватает жилья. На самом деле у нас не хватает комфортного и качественного жилья. Необходимо направить все усилия на реновацию существующей застройки: снос бараков, реконструкцию существующего жилого фонда, капитальный ремонт домов.
– С этими тезисами согласятся многие пермяки – жилой фонд действительно находится в плачевном состоянии. Но реформа в ЖКХ длится уже девять лет, а свет в конце тоннеля пока так и не виден.
А.Л.: – Потому что реформа проводится в интересах монополистов. Загляните в квитанцию – почти 70% мы платим за воду и отопление. Суды признают, что тарифы серьезно завышаются, но краевая комиссия по тарифам не спешит их уменьшать. В итоге мы платим колоссальные деньги за ресурсы, а дома не на что ремонтировать. Если продолжать такую политику, то скоро Пермь превратится в гетто: дешевое жилье на окраинах, бараки и аварийные дома в центре, изношенная инфраструктура…
А это значит, что успешные люди будут уезжать в более успешные города. Я же стремлюсь к тому, чтобы наши дети и внуки хотели остаться в Перми и здесь строили свое счастье. Как когда-то построили его наши родители.
– И что вы предлагаете для этого сделать? Как переломить эти негативные тенденции?
А.Л.: – Как бы это пафосно ни звучало, но решения надо принимать исходя из долгосрочной перспективы развития города, а не в интересах конкретного застройщика или ресурсника-монополиста. Все усилия нужно направить на редевелопмент застроенных территорий, активно использовать механизм государственно-частного партнерства в этой сфере.
Кстати, совместно с экспертами мы разработали законопроект о государственно-частном партнерстве. Краевой парламент принял его в первом чтении. Теперь ждем федеральный закон, чтобы двигаться дальше. Впрочем, и без законодательной базы можно развивать это направление в нашем городе.
Необходимо создавать механизмы, которые стимулировали и позволяли бы нашим жителям приобретать качественное жилье. Конечно, в первую очередь это программы субсидирования ипотечных кредитов. Жилье должно стать доступным не из-за потери в качестве, а именно в плане возможности покупать качественное жилье. Еще одно направление редевелопмента – это реконструкция существующих строений. Например, надстройка дополнительного этажа, за счет которого жители получают капитальный ремонт всего дома. Сегодня это направление никак не поддерживается, а ведь это прекрасная ниша для государственно-частного партнерства.
Как вырваться из грязи?
– С жильем мы немного разобрались. А что делать с городским пространством?
А.Л.: – Если на строительство жилья муниципальные власти влияют опосредованно, то создание парков и скверов, обеспечение работы общественного транспорта, ремонт и содержание дорог – это прямые полномочия администрации Перми. Чтобы строить парки и скверы, необходимы средства и желание. Подчеркну, не желание раздавать земельные участки только под застройку, а реально выделять муниципальную землю под создание городского ландшафта, места отдыха для горожан. Согласитесь, Горьковский парк и эспланада плюс еще несколько парков в других районах на миллионный город – это ничтожно мало. Другая проблема – Пермь утопает в грязи. Во многом на чистоту улиц влияет наличие (а у нас – отсутствие) ливневой канализации. Нас убеждают, что это очень дорого. Хотя уже давно в западных странах используют технологию обустройства ливневой канализации в пространстве тротуаров. Она дешевле «дорожной канализации» раз в шесть. Ну невозможно сделать город чистым, если наши дороги будут грязными!
– Алексей Александрович, а почему вы согласились участвовать в проекте «Народное голосование»?
А.Л.: – Хочется, чтобы будущий глава администрации, тот человек, от которого реально зависит, каким будет наш город, взял на себя публичные обязательства. Чтобы программы кандидатов не легли на полку, а стали руководством к действию.
Смотрите также:
- От цели – к результату. Необходимо, чтобы наш город работал как часы →
- Умный город. Игорь Папков о том, как сделать Пермь удобной для всех →
- Чем пермякам «грозит» мэрство Игоря Сапко →