7 февраля исполняется ровно год, как Максим Решетников официально приступил к руководству кораблём под названием «Пермский край». Сначала он командовал им в ранге «врио», а в сентябре 2017 года избавился от этой приставки после уверенной победы над статистами на губернаторских выборах.
Первый год работы Максима Решетникова на новом месте обсудили с профессором, доктором экономических наук, экс-министром региональной и национальной политики РФ Евгением Сапиро.
Команда без одиозных личностей
«АиФ-Прикамье»: Евгений Саулович, на ваш взгляд, что можно занести в плюс Максиму Решетникову в первый год губернаторства?
Губернатор оперативно сформировал свою команду (администрацию и правительство), в которой за истекший год не обнаружено одиозных личностей. У предшественника явно в эту категорию входил министр культуры Игорь Гладнев, проявлявший избыточную для его ведомства политическую ретивость. Несколько членов команды Басаргина имели не самую лучшую репутацию с точки зрения финансовой чистоплотности, а назначенный им председатель правительства Роман Панов, не успев занять свой кабинет, был арестован.
Новый губернатор снизил до минимума конфликтность с региональными элитами: депутатами регионального Законодательного собрания, руководством Перми, главами муниципалитетов, с руководителями бизнеса. Результат не заставил себя ждать: на выборах в сентябре он получил 82,6 процента голосов.
Новая команда качественно провела инвентаризацию наследства, полученного от предшественника. Было завершено строительство терминала аэропорта, успешно продолжили работу по модернизации железнодорожной инфраструктуры Березниковско-Соликамского промышленного узла, строительство новых веток газопровода. Статус «территории опережающего развития» (ТОР) получил город Чусовой.
На основании «инвентаризации» выявили и проблемные вопросы, которые явились основой плана действий Решетникова. Пока эскизного, но с явно выраженными приоритетами. Это создание IT-кластера, проект выхода города Перми к набережной Камы, комплексное развитие Березниковско-Соликамского промышленного узла, социальный проект – совершенствование организации здравоохранения, изменение структуры муниципальных образований края и их управления. Насколько мне известно, значительно улучшено взаимодействие руководства края и краевого центра, в том числе, на самом высоком уровне.
Какие мечты не сбылись?
–А какие можете назвать неудачи, или даже провалы, в работе нового губернатора?
–Уверенно говорю, что неудач, провалов, глупостей не было. Имели место неоправдавшиеся некоторые мои (признаюсь, завышенные) ожидания и просматриваются симптомы вероятных неприятностей.
Из неоправдавшихся надежд. Мечталось, что губернатор, юность которого прошла в свободолюбивом, «демократическом» пермском регионе, сумеет убедить федеральный центр, которому подчинены «силовики», что стабильность и порядок в крае обеспечит организация честных, в соответствии с Конституцией, выборов, а не «игра в одни ворота», сопровождаемая полицейским и судебным прессингом.
Хотя мне импонируют решительные действия молодого губернатора, имеются признаки того, что некоторые из них не были тщательно продуманы и проработаны, хотя при этом, не требовали срочного решения. Это, например, относится к «пожарному» решению выпрямить только-что построенное шоссе в аэропорт. Или к планам создания президиума правительства, при котором произойдёт деление министров на «первый» и «второй» сорт.
Репутация – наше всё
–По-вашему, какие главные вызовы будут стоять перед Максимом Решетниковым во второй год губернаторства?
–В советские времена был такой лозунг: «Планы партии в жизнь». Губернатор уже на второй год работы должен предъявить своим избирателям и гражданам, что он не только хочет, но и может исполнить свои обещания. А среди них имеются очень даже непростые.
Привлекательный проект «выхода к Каме» требует больших ресурсов и тщательной проработки. Допущенные в ходе его реализации ошибки будут законсервированы на века. Создание пермского IT-кластера тоже задача не из простых. Я задавал вопрос о его потенциальной эффективности пятерым будущим его участникам. Двое оценивают его высоко, даже восторженно. Двое сомневаются в целесообразности организации «колхоза», один – категорически против. Но проект обречён на внедрение – его удачно презентовали Президенту, он получил его поддержку и теперь является показателем дееспособности новой команды.
Подчеркну, что отчитываться по приоритетным проектам придётся не только перед Президентом, но и гражданами края, не забывая, что при невыполнении обещанного, их разочарование будет вдвое превышать выданный аванс.
У команды Решетникова и у него лично имеется ещё один непростой вызов – репутационный. Люди идут за руководителями с энтузиазмом, почти не оглядываясь, если они им верят. И персонально, и как команде.
Буквально вчера в Фейсбуке кто-то задал вопрос: «Решетников обещал, что его дети будут жить и учиться в Перми. Он свое обещание выполнил?». Не дождавшись ответа, некоторые блогеры стали обличать губернатора в обмане. Но уже через три-четыре минуты кто-то написал: «учится в такой-то школе, в одном классе с моей дочерью». И тон комментариев сразу изменился, потеплел.
Столь же важно, чтобы незапятнанная репутация была у всей без исключения команды губернатора, чтобы к ней не прилипали обвинения в бездушии, недееспособности и финансовой нечистоплотности. По моему разумению, это даже важнее, чем свободный доступ горожан к Каме и далее – к «счастью не за горами».
Комментарии
Невнятный губернатор
Профессор ПГНИУ, заведующий отделом по исследованию политических институтов и процессов Пермского научного центра УрО РАН, политолог Олег Подвинцев:
Культурный проект Олега Чиркунова разделил пермяков. Но это означает, что у него помимо активных критиков были свои сторонники и энтузиасты (да и сейчас они ещё остались). «Приземленные» проекты Виктора Басаргина многим казались поначалу в принципе вполне реализуемыми. Что же касается «проектов» Решетникова - будь то «IT-кластер» или «Набережная» (а в реальности радикальная перекройка железнодорожных путей в регионе), то, похоже, что в их реальность попросту никто изначально не верит (а по «набережной» не понимают и смысла планируемого). Многие предполагают, что смысл всей этой суеты лишь поддержать репутацию господина Решетникова в Москве. И, к сожалению, для таких подозрений есть серьёзные основания.
В стиле трудоголиков
Директор «Центра избирательных технологий», политконсультант Людмила Ознобишина:
А вот в случае с обманутыми дольщикам, мне кажется, краевые власти делают всё, что могут в меру своих сил и возможностей. Реально ли здесь сделать что-то больше – вопрос. Во-первых, команда работает не так давно. Во-вторых, эта проблема обширная, системная и запущенная. Обманутые дольщики – российская проблема, и наш край здесь чем-то аномальным не отличается.
Если говорить о главных «фишках» Максима Решетников, которые он обозначил, то проект развития набережной (выхода города к реке) – слишком глобальный. Насколько его удастся реализовать, большой вопрос. Слишком непросты федеральные социально-экономические реалии. Многие к проекту относятся скептически, наши жители устали от прожектов. Идея создания IT-кластера заслуживает внимания и поддержки, тем более что в регионе есть база (прежде всего, предприятия и образовательный базис) и потенциал для его развития. Но здесь главное не перегнуть палку: когда государство начинает чересчур опекать такие сферы, то не всегда это идёт им на пользу. Хотелось, чтобы развитие IT-кластера не ограничивалось конкретными юридическими лицами. Кстати, давно назрел вопрос развития связи во всём крае. Наш регион немаленький и есть огромные участки территории, где отсутствует мобильная связь и Интернет. И этот вопрос требует решения».