Неожиданный уход в отставку на прошлой неделе Алексея Фролова, возглавлявшего губернаторскую администрацию, породил целый ряд комментариев и предположений – кто придет на смену этому молодому и энергичному «кардиналу», скорее «незаметному», чем «серому»?
Основные претенденты
Пока в качестве претендента на вакантную должность эксперты называют нынешнего замглавы администрации губернатора, курирующего связи с общественностью, – Кирилла Маркевича. Он также известен как экс-владелец медиахолдинга «Урал-Информ» и неофициальный политический советник Виктора Басаргина. Назначение Кирилла Маркевича продолжило бы «пермскую традицию», когда администрацию губернатора возглавляют люди, проявившие себя, в первую очередь, на поприще политических технологий. Хотя Кирилл Маркевич относительно недавно вышел на «поле власти» в Прикамье.
«Я считаю, что не должен давать советы губернатору, кого выбрать на пост главы его администрации. Тем не менее, назначение «варяга» не даст положительного результата, потому что проблема привлечения кадров из других регионов стоит сегодня довольно остро. Если будет назначен «варяг», нарушится некий существующий баланс.
Если смотреть наши кадры, то здесь достаточно сложно найти человека, так как все квалифицированные кадры в регионе связаны так или иначе с известными влиятельными группами. Губернатору будет сложно выбрать, чтобы не выделять кого-то одного», – утверждает политолог Олег Подвинцев.
«Самый вероятный претендент на пост – Алексей Чибисов. Он родом из Пермского края, поэтому логичнее будет назначить на пост его, а не «варяга». Но не исключаю, что должность может занять и Кирилл Маркевич. В любом случае, определяющая роль в администрации будет принадлежать ему», – говорит политтехнолог Александр Пахолков.
Каким должен быть идеальный глава администрации губернатора Прикамья?
Не будем гадать на кофейной гуще – попытаемся просто представить себе образ политика, идеально соответствующего этой, на самом деле, очень непростой, должности, требующей от ее носителя самых многосторонних дарований и способностей. По сложившейся новейшей российской традиции (Прикамье здесь – не исключение из правил), руководитель администрации губернатора воспринимается, прежде всего, как некий «дежурный по выборам», «смотрящий» за тем, чтобы температура кипения в политическом котле не превышала предельно допустимую.
Собственно, ничего скверного в этом нет, но если глава губернаторской администрации на 90% занимается только выборами, происходящими в регионе, может ли он считаться «идеальным»? Вряд ли. Ведь список обязанностей «начштаба» огромен.
Из официальных документов несложно выяснить, что «в администрации анализируется информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в крае; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления, на основе этих материалов готовятся доклады губернатору. Администрация обеспечивает взаимодействие губернатора с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами края, а также с государственными органами и должностными лицами России и иностранных государств». И, кроме того, «организует правовое, информационное и контрольное обеспечение деятельности губернатора».
Прежние руководители администрации Пермского края, как на подбор, были людьми, искушенными в политтехнологиях, – Николай Яшин, Валерий Сухих, Фирдус Алиев, Григорий Куранов, Алексей Фролов… Каждый из них соответствовал «идеалу», по крайней мере, по важному, хотя и не единственному для «генштабиста» параметру –умению выстраивать диалог и договариваться с политическими элитами.
При этом, все главы администрации губернатора Прикамья, также «по традиции», были людьми, более или менее закрытыми для СМИ (по крайней мере, шедшими на контакт с прессой без особого энтузиазма). Притчей во языцех стал «легендарный» Фирдус Алиев, вообще почти не общавшийся с журналистами, несмотря на то, что интерес к его фигуре был большим, из-за окружавших ее мифов и слухов (поскольку этот человек неожиданно появился на пермском политическом небосклоне, и так же молниеносно его покинул).
Итак: идеальный глава краевой администрации, наверное, должен совмещать в себе эти две плохо идущие друг к другу способности: быть хорошим политтехнологом (а они всегда немногословны), и в то же время – быть «устами» главы региона.
Исходя из перечисленных качеств и способностей, которые, конечно, на субъективный взгляд, должны быть присущи эффективному руководителю администрации главы региона – этой должности максимально бы соответствовал «выдвиженец» из муниципалитетов. Например, бывший глава администрации крупного города или района, с большим опытом избирательных кампаний, работы с региональной властью и «видением изнутри» проблем муниципальных образований. Другое дело, появление такой фигуры в региональной власти могло бы вызвать подозрения о ее возможной (хотя бы отчасти) политической самостоятельности. Но это, как показывает практика последних лет, в Пермском крае сегодня – проблема второстепенная. Ведь стал же один из самых опытных и авторитетных политиков региона, Геннадий Тушнолобов, «идеальным» главой правительства в губернаторство Виктора Басаргина. Почему бы не назначить на третью, в иерархии краевой исполнительной власти, должность человека известного в регионе и притом обладающего максимальным политическим рейтингом?
Смотрите также:
- Политолог из Екатеринбурга оценил Виктора Басаргина как «типичного кабинетного чиновника» →
- Развилка для губернатора. Какими будут изменения в администрации Пермского края? →
- Вернётся ли Трутнев в Пермь? →