Случилось трудновообразимое. В наши скромные палестины пожаловали не кто-нибудь, а представители Европейского Суда по правам человека, международные эксперты по вопросам права, судьи Верховного суда Российской Федерации, региональные омбудсмены и депутаты Госдумы.
Повод – международная конференция на тему «Реализация Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: проблемы и перспективы». Действительно, проблем по этой тематике у нас хоть отбавляй. А вот перспективы, как говорят медики, довольно сомнительны…
Жители Пермского края – тоже люди
Для тех, кто не в курсе. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод – международный договор, устанавливающий неотъемлемые права и свободы, обязывающий государства гарантировать эти права каждому человеку, находящегося в пределах их юрисдикции. Они так и называются – права человека. Те самые права, которые даются всем, только на том основании, что они люди. Без всяких дополнительных условий. Просто по факту. Они начинают действовать с первого вздоха человека.
Прав этих довольно много. Основные: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на свободу совести, свободу изложения мыслей и мнений, и, наконец, на справедливый суд.
Перед началом конференции беседуем с Татьяной Марголиной, уполномоченным по правам человека в Пермском крае. И выясняем, что конференция проходит в Перми именно по инициативе ее аппарата. Зачем? Затем, чтобы пермяки, да и жители края, помнили, знали, и уважали свои права.
Посмотрим статистику. Более 30 процентов всех обращений в Европейский суд по правам человека в Страсбурге приходится на жителей современной России. Между тем, известно лишь пять эпизодов обращения туда жителей Перми и края. Выходит, население Прикамья о Европейском суде по правам человека не знает совсем ничего или только наслышано об этом институте, и перспективу отстаивать там свои интересы всерьез не воспринимает. И остается для пермяков Страсбургский суд чем-то мифическим и недоступным, как тридесятое царство тридевятого государства, за тридевять земель.
Право человека и право на смерть
Конференция проходила в отеле Хилтон Гарден, что на улице Мира. Татьяна Марголина открыла конференцию. Следом за ней говорил депутат Заксобрания Пермского края Сергей Клепцин. Он уверял, что на территории края власти в соблюдения прав человека крайне заинтересованы. Он-то уверял, да верилось с трудом.
За ним слово взял депутат Госдумы Андрей Климов.
Во всем мире знают, что такое «Пермь-36» - говорил он, имея ввиду известный лагерь для политических заключенных в окрестностях Чусового. А еще он точно знает: большинство пермяков за смертную казнь, добавив при этом, что восемьдесят процентов обращений к нему как к депутату связано именно с нарушением прав человека. Эти два тезиза в его выступлении как будто не состыковывались.
Следом за Климовым выступала директор московского Института права и публичной политики Ольга Сидорович. Право должно быть стабильным до тех пор, пока не просматривается возможность его окостенения – транслировала она чью-то идею.
Белый аист и «Белый лебедь»
После с докладом выступил профессор Берлинского университета имени Гумбольдта Кристиан Томушат. Основной его тезис: Европейский суд это не что иное, как инструмент соблюдения Европейской Конвенции, а Конвенция – это параллельная конституция.
Кристиан Томушат напомнил о том, что Белорусию не принимают в Совет Европы до тех пор, пока она не достигнет уровня демократического государства. Не скрою, это вызвало искреннюю радость и даже гордость за Россию. Наша страна в Совет Европы все-таки принята.
Ельцину – аплодировать стоя
Впрочем, чья в том заслуга, сам по себе большой вопрос. Возможно, и очень похоже, что все-таки благодаря первому ее президенту Борису Николаевичу Ельцину.
Ельцину нужно аплодировать стоя! – горячо и искренне призывал Кристиан Томушат. Он был локомотивом, толкавшим и продвигавшим Россию в правовую Европу – говорил он.
Коснувшись темы обращения россиян в Европейский суд, профессор привел такие данные: только в 2009 году Страсбургским судом было вынесено более 35 тысяч решений по делам заявителей от нашего государства. Впрочем, добавил он, Европейский суд рассматривает иски только по нарушениям прав человека. А те заявления, где россияне обвиняют государство в невозможности обеспечить им право на судебную защиту, суд отклоняет. Жалобы на соседа Европейский суд принимать не будет» - иллюстрировал свою мысль немецкий профессор.
Надежда не умрет
Он с горечью подчеркнул, что приоритет закона не уважаем во многих странах. Мы должны делать все для того, чтобы люди не потеряли надежду на правосудие в своей стране - уточнил он. И тут же добавил, что когда Европейская конвенция по правам человека уважается в конкретной стране, большого количества обращений в Страсбургский суд там ожидать не приходится. Я тут же припомнил, что почти треть всех обращений туда приходится от граждан России. Грустно.
Россия – как будто угадав мои мысли продолжал Томушат – хоть и выполняет решения Европейского суда, в то же время и не готова к полному изменению законодательства в духе Европейской Конвенции.
Немного помолчав, г-н Томушат добавил, что Европейский суд принимает иски не только от частных, но и от юридических лиц. И тут же вспомнил про дело ЮКОСа. Это дело – самый сложный тест для Страсбургского суда – прозвучало в зале.
ЮКОС, Лебедев, Ходорковский
Я, грешным делом, кашлянул, набрался воздуха, и задал ему вопрос: собственно, почему? Герр Томушат ответил, что в деле ЮКОСа обвинение основывалось на внутреннем налоговом законодательстве России. А Европейский суд по правам человека обычно такими делами не занимается. Теперь ему приходится рассматривать налоговые вопросы. А ведь они довольно сложны. Являются ли меры, принятые против ЮКОСа, Ходорковского и Лебедева достаточно обоснованными, выяснить очень сложно.
У вас там Конституция...
Следом за Томушатом выступил Павел Лаптев, заведующий кафедрой европейского права Российской академии правосудия, Уполномоченный России при Европейском Суде по правам человека с 1999 по 2007 год.
Он уточнил, что Европейский суд – это, прежде всего, люди. Право же Совета Европы – неотъемлемая часть правовой системы Российской Федерации. Сегодня суды ориентированы на законы, игнорирующие как Конституцию Российской Федерации, так и нормы Европейской конвенции. Человек идет в суд не для того, чтобы получить судебное решение, а для того, чтобы восстановить права – уточнил правовед.
Правозащитная вендетта
После обеда состоялась пресс-конференция. Более всего на ней нас порадовал омбудсмен из Испании Фернандо Гарсия Висенте. На наш вопрос о том, с какими проблемами ему как омбудсмену приходится сталкиваться в Испании, он без тени иронии и с крайне добродушным выражением лица ответил, что, в основном это вопросы очереди на плановое медицинское обслуживание, право на тишину, нарушаемое фиестами в вечернее и ночное время, а также… на право за место на кладбище. По этому поводу, говорил он, возникают серьезные конфликты. Местные жители протестуют против того, что после похорон им придется проводить вечность соседствуя с теми, с кем бы им не хотелось. Марголина, слушая испанского коллегу, беззвучно смеялась. Н-да, нам бы, как говорится, да ваши заботы, г-н Висенте…
Смотрите также:
- Права человека для пермяков загадочны, как жизнь на Марсе →
- У корыта с чёрной икрой. Что стоит за «бунтом» элиты? →
- Шаг в Европу →