Бандитский город? Я живу в другой Перми!

Более всего при изучении русского языка стараются китайцы. © / Геннадий Михеев / АиФ

Комфортно ли жить в Перми? На эту тему мы спорим часто. А также ищем ответ на вопросы: почему молодёжь уезжает и что нужно сделать, чтобы она оставалась в родном городе?

   
   

Тем, кто давно живёт в Перми, сложно судить объективно. Поэтому мы поговорили на эту тему с приехавшим из Сербии на учёбу в аспирантуру два года назад Иваном Голушиным.

Культурная столица

Лариса Садыкова, «АиФ-Прикамье»: Пермь – далеко не самый популярный город в России. Как вы сюда попали?

Иван Голушин: Это произошло внезапно. Два года назад позвонила мой научный руководитель, и поинтересовалась планами. Рассказала, что есть набор в аспирантуру в Пермском политехническом университете (ПНИПУ). У меня в тот момент уже был университетский диплом преподавателя русского языка, как иностранного. С 2006 года я работал по специальности - преподавал русский язык топ-менеджерам крупных корпораций, а также в частной школе.

О дальнейшей учёбе в тот момент вообще не помышлял. Но, подумав ровно сутки, собрал документы, и отправил их. Потому что учиться в стране, язык которой преподаёшь, - это хорошая возможность улучшить свой профессиональный уровень.

- Какой вы увидели Пермь в первый раз?

- Я приехал в начале октября 2015 года. Сначала погода радовала – было два очень солнечных дня, а потом пошёл снег. Я был в шоке, потому что у нас, в Сербии, зима наступает в конце ноября - начале декабря.

   
   

ДОСЬЕ
Родился в 1979 году в городе Зренянин (Сербия). Окончил Панъевропейский университет «Апеирон» по специальности «преподаватель русского языка, как иностранного, и литературы». Аспирант кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода ПНИПУ, старший преподаватель.
Первые впечатления - город «так себе». Мне не понравилось, что в Перми нет места, которое бы все жители считали центром. Он мне напомнил польский город Катовице. Состоит он из нескольких обособленных микрорайонов, почти никак не связанных между собой. В нём есть одна маленькая площадь, но нет ощущения целостности города. Так и в Перми. Но при этом считаю, что город очень красивый. Например, мне нравится центральная часть Перми, где очень красивые дома и совсем нет «хрущёвок». Хотя «хрущёвки» - в центре многих городов России.

- То, что вы увидели, соответствовало вашим представлениям о Перми?

- Абсолютно нет. Я не встречал подтверждений ни одного из стереотипов, которые знаю об этом городе. Например, после сериала «Реальные пацаны» в России многие уверены, что Пермь – это бандитский город. Но я даже пьяного человека на улице ни разу не видел, в отличие, например, от Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Костромы, Череповца. В местных теленовостях очень много криминальных историй. Но моя Пермь совсем другая, и вокруг совсем не те люди, которых показывают по телевидению. Да, пермяки довольно «жёсткие», «холодные» люди. Но после более тесного общения они становятся добрыми и весёлыми. В Перми живут культурные, воспитанные люди, которые не ссорятся, не кричат на улице. Это тоже отличает Пермь от других российских городов.

- А вы слышали о стереотипе, что наш город – культурная столица?

- Слышал. И ваш театр оперы и балета великолепен, я такого нигде не встречал. Попал туда впервые через несколько дней после приезда, и влюбился в него! А вот в Театре-Театре разочаровался, посмотрев «Анну Каренину».

Санкции подняли статус страны

- Вы преподаёте русский язык абитуриентам и студентам, приехавшим учиться в ПНИПУ из-за рубежа. Наш язык довольно сложный. Как они справляются?

 - Все зависит от личной мотивации человека. Например, почти сразу, как приехал, я несколько недель занимался с абитуриентами из Китая. Они  молодцы, невероятные трудоголики. Занимался с двумя девушками с Филиппин и из Ирана. Они в Перми вышли замуж, и хотели выучить язык, чтобы общаться с мужьями. Обе занимались хорошо.

В целом у иностранных студентов успехи в русском не очень велики. На мой взгляд, все дело во всемирной глобализации. Студенты не представляют жизнь без гаджетов, норовят при каждом удобном случае не учить, а пользоваться интернет-переводчиком, который только вредит. Но если говорить не о студентах, а о европейцах, то с их стороны к русскому языку  интерес по-прежнему огромен.

- С чем это связано?

- Россия и ваш язык популярны в мире. Например, в Сербии с давних времён очень любят русскую культуру. Россия всегда была для Сербии союзной республикой, и до сих пор её воспринимают именно так. Подобное отношение к России и в других странах, даже в Польше. Но я имею в виду позицию обычных людей, далёких от высокой политики.

- Страны Евросоюза и США ведут жёсткую политику по отношению к России. Что простые люди думают об этом?

- США и Евросоюз ведут себя по отношению к России прагматично. Но парадокс в том, что меры, которые они предпринимают, дают обратный эффект. Например, когда они вводили санкции против вашей страны, рассчитывали оказать на неё давление. Но в результате Россию стали ещё больше уважать в мире, вы показали, что являетесь сильным игроком в международной политике. Сейчас вы вернулись на мировой арене на те позиции, которые когда-то занимал СССР.

- А как ваши соотечественники относятся к президенту России?

- Если бы в Сербии сейчас были выборы, и на них баллотировался Владимир Путин, он бы выиграл. Причём получил бы абсолютное большинство голосов избирателей. Нет ни одного другого человека, который смог бы составить президенту РФ конкуренцию, настолько он популярен у нас.

Педагогов должны уважать

- После окончания аспирантуры вы останетесь здесь или поедете домой?

- Планирую уехать. К педагогу должно быть уважение, и со стороны тех, кого он учит, и со стороны государства. В Сербии найти хорошую работу не просто, но если нашёл, ты сможешь жить нормально. У нас учитель в школе получает в пересчёте на рубли не менее 20 тысяч рублей за ставку с 18 учебными часами в неделю. В России у преподавателя вуза рабочая ставка на 6 часов больше, а зарплата ощутимо ниже, чем у школьного учителя в Сербии. При этом цены в России в два раза выше, чем у нас.

В России труд очень низко ценится, люди вынуждены много работать. Но когда работа занимает всю жизнь, это, согласитесь, не правильно. И я не готов так жить всегда.