В «Лыпском» не до улыбок

   
   

СРАЗУ по приезде в Большую Соснову корреспонденту «АиФ-Прикамье» рассказали о страшном ливне, прошедшем в рай

оне 15 мая: стихия якобы уничтожила часть посевов. П О Э Т О М У п е р в ы й вопрос, заданный председателю  сельхозкооператива «Лыпский» Владимиру Варову, как раз и касался событий штормовой пятницы и их последствий. Но Владимир Алексеевич отмахнулся:

- Нас почти не коснулось - повезло. Вот соседи засеяли двести с чем-то гектаров, застраховать не успели, и - смыло. Считайте: 50 тонн семян, по восемьдевять рублей за кило, итого - 450 тысяч стопроцентных убытков. Никто же возмещать не будет. А что вы хотите: такое оно рисковое - земледелие в Прикамье.

Работать станет некому

«ЛЫПСКИЙ» - с а м о е отдалённое хозяйство Большесосновского района. Схожая с нынешней ситуация была, впрочем, и до революции, когда сёла Нижний и Старый Лыпы находились в самом глухом углу Вятской губернии, и позже - когда они числились в Удмуртии. И сейчас: шесть десятков вёрст - до райцентра, столько же - до Воткинска, до Перми - 200 километров, до Ижевска - 150, но до нормальной трассы ещё добраться надо по пятнадцати километрам грунтовой дороги, проложенной в перестроечные времена.

П р е ж д е ж е с л у ч а л о с ь , что даже рожениц в больницу Черновского приходилось возить порой на гусеничных тракторах. И всё же жил народ, множился, за землю свою держался. У того же Владимира Варова и родители лыпские, и деды-прадеды.

В 1961 году местный совхоз объединял восемь населённых пунктов и почти две тысячи человек населения. А теперь

осталось два села и 530 жителей, из которых в кооперативе трудятся менее полусотни.

- Восемь тысяч гектаров пахотных земель предприятие обрабатывало, - вспоминает председатель, - нынче же лишь четвёртую часть от тех объёмов осиливаем. Главное, рук не хватает, хотя пока терпимо. Но если учесть, что возраст большинства механизаторов - от 45 лет и выше, то как начнут они на пенсию выходить, работать вообще некому станет.

Из прораба - в председатели

КАК честно признаётся Владимир Алексеевич, зазывать в кооператив работников на среднюю зарплату в четыре с половиной тысячи рублей ему попросту стыдно. Например, позарез нужны зоотехник, ветеринар, но краевая программа, по которой выпускники техникумов и вузов, в о з в р а щ а ю щ и е с я  в  с е л о , получали подъёмные в 50 и 100 тысяч соответственно, работать, увы, перестала. Что говорить, если главный агроном района, окончив в прошлом июле сельхозакадемию и вернувшись с дипломом в Большую Соснову, так положенных по закону подъёмных и не добилась. Равно как и её сокурсники из других территорий. Кризис, мол: с деньгами в стране - напряжёнка.

Сам Варов ещё тринадцать лет назад и представить себе не мог, что возглавит хозяйство. Учился-то в Чайковском

техникуме лёгкой промышленности - по строительному профилю. И до 1997-го спокойно себе прорабствовал в родном Нижнем Лыпе. Бывшим совхозом к тому времени уже успели порулить и агрономы, и зоотехники, и прочие специалисты, а толку всё не было, и предприятие готовилось к банкротству. Но в декабре 1996-го народ избрал главой района Галину Колчанову, и именно она углядела в молодом ещё прорабе человека, способного не дать «Лыпскому» умереть. И  как Владимир Алексеевич ни отказывался, пришлось-таки сдаться и согласиться.

Резервы почти исчерпаны

СЕГОДНЯ, несмотря на трудности, СХПК «Лыпский» на фоне других хозяйств района занимает стабильные позиции. Так, по производству молока кооператив - на шестом месте: в 2008-м произведено 668 тонн, а на 2009-й запланировано 704 тонны. По средним надоям на одну фуражную корову «Лыпский» в прошлом году также занял шестое место (3700 кг), а в этом намерен выйти на второе (4000 кг). Наконец, по посевным площадям он - пятый в районе: в 2008-м обработано 1983 га, в том числе по зерновым культурам - 512 га. Вот только резервы для развития, похоже, исчерпаны полностью. Скажем, доярки на ферме, как встарь, таскают молоко в охладитель вёдрами, при этом молокопровод покупать и устанавливать бессмысленно. Коровникам по тридцать лет, и они деревянные: лишь несущие колонны - из кирпича. И поставить в эту обветшавшую конструкцию молокопровод за два миллиона рублей, чтобы он завтра рухнул?

- Рука не поднимается, - говорит Владимир Варов.- Хотя если бы появилась возможность возвести новые корпуса, если бы в эти корпуса - да современное оборудование, тогда и объёмы производства молока значительно вырастут, а доля ручного

труда сократится. Но где взять деньги? Ведь не продашь же то, что нам самим необходимо: 400 тонн зерна, например,

которые мы ежегодно оставляем для своего производства, - по 38 тонн в месяц скармливаем. А это, между прочим,

два миллиона рублей «замороженных», исключённых из оборота средств.

Жить на селе пока можно

- ПОЛОЖИМ, не от хорошей же жизни мы молоко продаём в соседнюю Удмуртию, - рассуждает председатель. - Так экономим на т р а н с п о р т н ы х  р а с х о д а х . Покупатели приезжают из Воткинска на своём молоковозе и, что важно, своевременно расплачиваются. Нам это выгодно. Зато везти зерно на хлебоприёмный комбинат - невыгодно: до ближайшего

- 120 километров, а стоимость там закупочная для всех одна - будь пшеница хоть из Африки. Думал много раз: российское село способно весь мир прокормить, но для этого государство должно приобретать у сельхозпроизводителя

сырьё по таким ценам, чтобы он мог развиваться. А какие цены правительство установит для рынка, это уже, собственно, их с рынком дело.

Что ж, действительно, «Лыпскому» - не до улыбок. Хотя пока и не плачут. Долгов у хозяйства нет. Близких перспектив ухудшения состояния - тоже. Школа, клуб, библиотека - сохранены. В обоих Лыпах есть ФАПы. Районная власть помогает. Жить можно. Пока.

- Но чувствую, - считает Владимир Варов, - через десять-двадцать лет жилые деревни останутся только вдоль  федеральных трасс, а на те фермы, что в стороне от дорог, людей будут возить исключительно вахтовым методом. Если, конечно, найдётся кого.

Смотрите также: