ВСПОМНИМ хотя бы знаменитый фосфорный завод Тупицына в Перми. Причём его основатель и владелец был не просто купчиной, а изобретателем, фосфор изготовляли именно по «рецепту» Тупицына. Он даже в упаковке, в фасовке спичек прослыл новатором, «обскакал» англичан, был единственным в мире, кто успешно конкурировал со спичечными «королями» с туманного Альбиона.
В начале 60-х годов Верхнекамье именовали не иначе как «республикой химии». Отрасль действительно развивалась динамично, но вот сняли с поста Никиту Сергеевича Хрущёва, и про название постарались забыть. Появились даже публикации о том, что одностороннее развитие региона наносит вред, приводит к «диспропорциям в народном хозяйстве». Но, судя по тому, как развивались Березники и Соликамск дальше, забота была скорее не о соблюдении некоего баланса между отраслями промышленности, а о том, чтобы народ поскорее забыл терминологию опального генсека.
В конце 50-х - начале 60-х годов в стране, в том числе и в Пермской области, стала ощущаться нехватка рабочих рук. Из села уже всех «выкачали», не оставлять же безлюдными деревни: кто будет пахать и сеять, выращивать скот. И вот в Прикамье впервые в стране расконвоировали тех, кто был осуждён за не очень серьёзные преступления. Эти труженики жили не в колониях за колючей проволокой, а в специальных общежитиях, строили новые цеха и именовались «химиками».
Слово на некоторое время приобрело нарицательный смысл. Дело, кстати, доходило до курьёзов. За хоккейную березниковскую команду «Химик» играла пара воспитанников «Молота», «схлопотавших» условный срок за хулиганство.
И наконец, совершенно забытый факт: ещё в хрущёвские времена на страницах печати, в теле- и радиоэфире вполне серьёзно обсуждалось предложение наречь один из городов или хотя бы посёлков Прикамья звучным именем Химград… Но идею отбросили после того, как сняли Никиту Сергеевича. В нашем случае только и скажешь: вовремя.
Никита ЧЕРНОВ
Смотрите также:
- Человек человеку – волк? Почему уровень агрессии среди прикамцев растёт? →
- Людей лишних не бывает. Рецепты доктора Сапиро →
- Восемь часов сна - это утопия? →