«Мы полностью объели почки…»

   
   

Уважаемая редакция!

Прочитав в газете о том, как трудармейцы во время войны строили город Боровск, хочу рассказать, как мы в 1948-1951 годах прокладывали железнодорожную ветку от Лёвшино на Кухтым (дорога Пермь-Кизел). Наше поколение в отличие от нынешнего, не знавшего того ада, не ноет и не обижается, что не признают или мало платят.   

А начался мой ад в 1948 году, когда призвали в армию, но не через военкомат, а через управление дороги, из депо в Воронеже, в котором я работал с 1943 года. В декабре нас привезли на станцию Лёвшино, дальше мы отправились пешком. В Добрянке переночевали в коридоре какого-то учреждения. Нам выдали матрасы,  набитые соломой, одеяла, ломы, лопаты, пилы, топоры, и мы до ночи шли пешком - сначала по целине, а потом по просеке. Около полуночи на большой поляне нас остановили на ночёвку. Мы тупыми топорами заготовили дрова, разожгли костры и там, сидя на брёвнах, переночевали. Спустя неделю построили шалаш, спали по двое, чтобы греться о спину товарища.

Обмундирование у нас было неподходящее - шинели, на ногах - сапоги. Ни полушубков, ни валенок, а мороз за 20 градусов. Не было и воды - топили из снега, если хотели пить. Хлеба выдавали по 700 г в день, ещё - баланду из кислой капусты, без мяса и жира. Мы резали хлеб на мелкие кусочки, чтоб подольше хватало. В марте 1949 года нам устроили первый раз баню, прямо в шалаше. А когда на деревьях появились почки, мы полностью объели их на уровне, куда могли дотянуться руками… К 7 ноября 1951 года мы сдали станцию Кухтым. 

Алексей Иванович ДЕГТЯРЁВ,

пос. Новые Ляды, 81 год

Смотрите также: