Купил, поел - как будто дома побывал. Местные молокозаводы на самом деле выдают продукцию, сильно отличающуюся от брендованных товаров, которые навязывает нам реклама транснациональных компаний.
Два мира - два вкуса
Крупное производство, ориентированное на захват межрегиональных рынков, диктует свои условия технологам и маркетологам. Натуральная сметана со сроком хранения три дня для такого производителя неинтересна. Крупные комбинаты заточены на выпуск долгоиграющих высокомаржительных продуктов. Высокомаржитальный продукт - так называются, например, йогурты в сложной упаковке. Предприятие занимается глубокой переработкой молочного сырья, использует огромное количество консервантов и пищевых добавок, что позволяет увеличить срок хранения продукта и - главное - продать его со значительной накруткой. Литр молока в Перми стоит в среднем 22 рубля. Сколько молока в стаканчике йогурта? А стоит он примерно столько же. Потребитель оплачивает рекламные ролики, пластик и вкусовые добавки, которые при современном уровне отраслевой науки считаются безвредными.
Высокая маржа позволяет промышленным монстрам выстраивать барьер между потребителем и производителем низкомаржитального, то есть более натурального свежего продукта. Молокозавод в райцентре, выпускающий традиционную сметану, не имеет средств для того, чтобы перекупить полки в супермаркетах. Его экономика устроена иначе. Технология не позволяет реализовать просроченный товар, перебив срок изготовления. Зато в масле нет усилителя вкуса масла, а творог пахнет парным молоком.
Куда ушла корова?
К 2006 году в Пермском крае осталось два крупных производителя молочных продуктов (на их долю приходилось 67% переработки молока). Формально в тройку лидеров входил ещё и Верещагинский молочный комбинат (около 13%), но фактически отрыв от первой и второй позиций был слишком велик по всем показателям.
Молокозаводы стали сокращать производство и закрываться, молочные хозяйства попали в зависимость от закупочных цен, которые диктовали два лидера перерабатывающей отрасли. Поделив территорию, они практически перестали конкурировать между собой. Дополнительный негативный фактор - большие расстояния от места производства молока до места его переработки. Транспортные расходы легли на сельхозпроизводителя невыносимым бременем. Если южные районы Пермского края смогли продавать молоко в соседние регионы, то всем прочим пришлось идти на сокращение поголовья и производства молока.
В 2009 году ситуация изменилась во многом благодаря вмешательству власти. Технология реанимации местных молокозаводов и вывода их продукции на региональный рынок не афишируется. Но результат - на витринах. Сегодня пермяк имеет возможность употреблять молоко, сделанное коровой, а не результат технологических ухищрений. Если так пойдёт, то, глядишь, и корова вернётся, а вместе с поголовьем вырастут надои.
Производство молока в хозяйствах всех категорий (тыс. тонн) 2002 г. - 615,8 2003 г. - 599,5 2004 г. - 568,8 2005 г. - 525,5 2006 г. - 508,0 2007 г. - 510,1 2008 г. – 504,8 2009 - в первом полугодии снижение на 2,3 к уровню первого полугодия 2008 года По данным ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФСГС ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Смотрите также:
- «Индекс оливье».Сколько стоит новогодний салат? →
- Сыр в холодильнике - спасение для хозяйки →
- Неподдельные яйца →