Камни чувствуют боль

   
   

Он твёрдо убеждён: случайностей не бывает! Четыре года назад, вытаскивая на берег лодку после рыбалки на Чусовой недалеко от посёлка Ветляны, Николай Поспелов заметил осколок камушка голубого цвета. У бывалого знатока камней сразу же возник вопрос, как в этом месте мог оказаться халцедон.

Ведь, по всем геологическим данным, толщина известняковых пород здесь должна достигать сотни метров. Ответ в голову пришёл сразу: значит, в этом районе произошло что-то неординарное, например, взрыв, вызвавший подъём на поверхность древних пород и окаменелостей. Однако чем обернётся эта халцедоновая находка, в голову Николаю Григорьевичу тогда прийти точно не могло. Но - обо всём по порядку. Сегодня он гость нашей редакции.

Судьбоносное мороженое и королёвский мат

Набив очередную жизненную шишку, мы любим посетовать: знал бы, где упаду, подстелил бы соломку.За Кольку Поспелова соломку дважды стелила судьба. В первый раз - когда его, выпускника ремесленного училища на Кислотных Дачах, распределили в Новосибирск-46, где в то время построили первый в стране завод по обогащению урана. Буквально накануне приезда представителя из Новосибирска Колька с другом набедокурили в общежитии, и директор училища приказал выпускников побыстрее оттуда выселить. Уже наутро их ждал автобус с завода имени Ленина: наш Колька попал в секретный цех, где собирали пушки. А представитель из Новосибирска-46 приехал спустя четыре часа. Те, кто потом работали на том заводе, редко доживали до пятидесяти лет.

Второй раз судьба улыбнулась нашему герою, когда пришло время исполнять воинский долг. Николаю выпало служить на Северном флоте, на второй советской атомной подлодке. Он уже успешно прошёл первую комиссию. Накануне второй решил сходить в кинотеатр, где впервые на его памяти носили по рядам копеечное мороженое. Объевшись мороженым, наутро Колька проснулся со страшной ангиной.И вместо пяти лет на атомной подлодке попал на три года в танковые войска Одесского военного округа. Ребята же, отслужившие на той подлодке, вернувшись на гражданку, прожили не больше десяти лет. Защита от радиации на второй советской атомной подлодке была никудышной. Вот такие улыбки судьбы. Если бы не они, то не поучаствовал бы Николай Поспелов в освоении космоса. В 70-е годы именно он отвечал за сварку ступеней советских ракет.

- Николай Григорьевич, наверняка вы были знакомы с Сергеем Королёвым?

- Лично встретиться не довелось, а вот на селекторном совещании по телефону однажды он меня сильно отчихвостил из-за неудачного запуска ракеты, причиной чего стала деформация ребра жёсткости. Неисправность мы за два дня устранили, сделав новую конструкцию перегородок, и запуск прошёл благополучно. Как Королёв тогда матерился!

 - Обидно, наверное, было?

   
   

 - Совсем нет. Мат был в порядке вещей. А неисправность мы за два дня устранили, сделав новую конструкцию перегородок, и запуск прошёл благополучно.  

Храни меня, мой талисман

Очередной подарок судьба преподнесла Николаю Поспелову, когда он отправился поступать в аспирантуру свердловского УПИ. С лёгкой руки коллег-аспирантов, с которыми познакомился в общежитии, он всерьёз увлёкся минералами. С первого же похода на свалку ювелирного завода за яшмой «каменная» страсть захватила его на долгие годы. За тридцать лет Поспелов собрал уникальную коллекцию поделочных самоцветов, в поисках которых объездил весь Урал. На его полках в рабочем кабинете и дома можно встретить друзы горного хрусталя и малахит, щётки чёрного граната и цитрины, уваровит и родонит, а также удивительные по красоте авторские работы из камней. Но особое место на полке занимают агаты, любовно и мастерски обработанные лично Николаем Поспеловым. Кстати, станок и оборудование для резки, обработки и полировки камня он тоже изготовил сам.

- Одна из ваших книг посвящена целебным свойствам камней.

- Современные учёные-биофизики доказали, что электронно-волновое излучение многих драгоценных и поделочных камней находится в спектре частот излучения природных клеток, имеет тот же характер, что и биополе человека. Поэтому камни могут оказывать благотворное влияние на организм людей. Если бы мы могли заглянуть внутрь камня, то увидели бы стремительный вихрь электронов, подобных рою насекомых. Всё в камне живёт, крутится и танцует. Кстати, по мнению некоторых советских и английских учёных, этапы роста кристалла похожи на рост ДНК в живой клетке.

 

 - Николай Григорьевич, агат, как я погляжу, - самый любимый ваш минерал?

 - Да, агат - это моя любовь. Знаете, не встречал людей, способных пройти мимо отполированной агатовой пластины. Какая игра красок в сочетании  с причудливостью завитков и узоров присуща этому камню! Если миндалину агата разрезать и отшлифовать, то получаются настоящие произведения искусства - пейзажи, люди, животные, фантастические образы. Они словно «сфотографированы» в этом камне.  Вы никогда не найдёте два одинаковых по рисунку агата. 

 

- И у вас есть доказательства «полезности» камней?

- Я не раз на себе испытал целебные свойства кристаллов. Например, благодаря пластинке из горного хрусталя, которую я постоянно ношу в левом кармане рубашки, давление у меня снизилось со 160/100 до 130/70 мм рт. ст. Когда я попадал в стрессовую ситуацию, то давление поднималось незначительно, а камень сильно нагревался. При снижении давления до нормы камень вновь становился прохладным. Я дарил такие пластинки-талисманы знакомым, у которых были проблемы с сердцем, и вскоре они замечали улучшение.

Резать медузу?

Поэтому неудивительно, что найденный четыре года назад осколок халцедона на берегу Чусовой так поразил Николая Поспелова. Страсть охотника за камнями вновь проснулась в нём. Теперь каждое лето, как только Камская ГЭС сбрасывает воды и обнажается побережье реки, Николай Григорьевич (иногда захватив с собой внука Тимофея) отправляется на поиски камней.

- Самое обидное, что я не сразу догадался, что встретил мир, которому десятки-сотни миллионов лет. Чаще всего мне попадались окаменелости, похожие на древесину, но они не имели годовых колец, а были пронизаны пористыми слоями. В разрезе же имели голубой цвет, иногда - коричневый.Помог случай, вернее, мой друг камнерез Илья Сабуров, которому я принёс один из округлых голубоватых халцедонов с просьбой разрезать и отшлифовать камень. Осмотрев его, он огорошил меня: «Тебе не жалко разрезать окаменевшую медузу, которой, возможно, миллион лет?» Тут словно пелена спала с моих глаз: оказывается, мои находки - останки древнейших животных, когда-то населявших наш край!

В поисках экспертов

Вот окаменевшая медуза с отпечатком следа трёхпалого пресмыкающегося (причём на камне также отчётливо видны отпечатки ещё двух слаборазвитых пальцев). А это, похоже, голова и шея какого-то динозавра (вполне возможно, что плезиозавра - морского ящера мезозойской эры). В общем, за четыре года Николай Григорьевич «накопал» несколько десятков останков, которых хватит на добротную экспозицию. Теперь осталось «откопать» палеонтологов, которые бы взялись за их экспертизу.

- В Перми я обошёл всех, кого можно. Специалисты из лаборатории палеонтологии и исторической геологии в ПГУ от меня только отмахнулись: мол, это окаменевшие водоросли. Лишь академик Алексей Кудряшов и профессор Илья Чайковский (из Горного института УрО РАН) восприняли меня. Посоветовавшись с Кудряшовым, понял, что радиоуглеродный анализ вряд ли поможет узнать возраст окаменелостей. Дело в том, что за сотни миллионов лет произошло полное замещение живых молекул кремнием. И всё же нужно везти останки в Москву или Питер для научной экспертизы.

- Сами как думаете, ваши находки могут представлять большую научную ценность?

- Конечно. Зайдите в наш краеведческий музей, там подобного и в помине нет. Если, к примеру, подтвердится, что я всё-таки нашёл медузу, то её возраст может быть порядка 500 млн. лет. Думаю, большая часть окаменелостей относится к пермскому периоду. На это указывает красный песчаник в местах, где я нахожу кости. Я показывал свои находки Борису Мильграму. Министр пришёл в полный восторг, пообещав помочь. Даже назначил ответственного человека, но, видимо, забыли про меня. Но мне очень хочется показать экспозицию людям, если подтвердится подлинность окаменелостей.

Досье

Николай Григорьевич Поспелов родился 10 июня 1935 г. в селе Насадка (Кунгурский район). Кандидат технических наук, профессор, почётный работник высшей школы России. Сейчас руководит кафедрой промышленной безопасности и охраны труда пермского ЦНТИ. «В КПСС никогда не вступал по личным убеждениям». Автор четырёх книг из серии «Самоцветы Урала»: «Легенды о камнях Урала»,«Агаты Синары», «Легенды и правда о камнях Урала», «Поверь в своё исцеление». Женат. Сын Дмитрий - известный в Прикамье автогонщик.

Смотрите также: