Примерное время чтения: 7 минут
583

Спелеоподводник Андрей Горбунов: «Мы не просто щекочем себе нервы…»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Прикамье 23/05/2012
Фото автора

Страшно в первый раз

- Андрей, вы помните своё первое водно-подземное погружение? 
- Конечно, помню. Это произошло в Ординской пещере. Подводным плаванием я занимался и раньше, но на открытой воде. Что более и безопасно, и спокойно. Если что, всплыть есть куда. А когда над тобой так называемая надголовная среда в тысячи тонн весом, когда знаешь, что  всплыть некуда, ощущения совсем другие. Если коротко, то после возвращения из подземных лабиринтов я очень долго отходил от полученного стресса. 
- Попали в критическую ситуацию?
- Нет. Но вполне мог. Сейчас-то я понимаю насколько, мягко говоря, непродуманным было наше с другом решение «поплавать» в пещерных лабиринтах. Нырнули без должной подготовки по технике безопасности, без инструктажа и сопровождения опытного инструктора. Мало того, в баллонах было мало воздуха, а само снаряжение оставляло желать лучшего. Добавьте к этому неумение пользоваться системой навигации. И когда я из кромешной тьмы благополучно вернулся на свет божий, нервы были на пределе. 
- Вы были настолько бесшабашны? 
- Нельзя всё списывать на бесшабашность. Это сейчас достаточно специальной литературы по технике безопасности. Да и с классным снаряжением проблем нет. А десять лет назад в России про спелеодайвинг знали единицы. Как нырять – и того меньше. И первопроходцам приходилось рисковать. 
- Наверное, это чисто русская черта характера?
- Нет. У американцев, например, в своё время погибло в пещерах очень много спелеодайверов. Из-за незнаний, отсутствия опыта и т. д. После чего были созданы стандарты, правила, которыми сегодня пользуемся и мы. 
- Вы сможете назвать себя одним из первопроходцев спелеодайвинга?
- Скорее я был человеком, который занялся новым для себя делом на свой страх и риск. Учился на своих ошибках. Но, как видите, я жив и здоров. Чего желаю всем пещерным дайверам. И опытным, и начинающим. Учитесь, коллеги, на чужих ошибках.

Кто на Кубу, кто в Орду

- Для вас это спорт или хобби?
- И то, и другое. А вообще моё увлечение пещерным дайвингом – элементарная замена профессиональным занятиям плаванием. Спорт трансформировался в спелеоподводные исследования. В Пермском крае есть такое природное явление, как карст. Особенно закарстованы Кунгурский и Ординский районы. Здесь очень много пещер с озёрами. Мы ведь не просто щекочем себе нервы. Делаем во время погружений фотосъёмку, картографию, ставим систему навигации. 
- А бизнес из увлечения не пытались сделать?
- Пытаюсь в меру возможностей. Но о больших деньгах речь не идёт. 
- Разве риск в России не востребован?
- Мне трудно об этом судить. Но желающих заниматься пещерным дайвингом немного. И хорошо, что немного. Это же не обычный туризм, а очень экстремальный. Чтобы плавать под водой в пещерах, нужно быть достаточно подготовленным. Хотя в последнее время появились и неподготовленные дайверы. Нырять с аквалангом в Красном море людям надоело. И они ищут новые формы самоутверждения. Начинают осваивать пещеры. Кому не по душе  холодная вода наших карстовых пустот, те едут во Флориду, в Доминиканскую республику или на Кубу.  
- Тяжёлый вид спорта?
- Да. Но не столько физически, сколько психологически. Неподготовленным людям  сложно войти в спелеодайвинг. Многие боятся проявлений клаустрофобии. Многих пугает, что над головой у них висят гигантские массы породы, которая, как им кажется, в любой момент может рухнуть. 
- Ординская пещера исследована до конца?
- Локальные, небольшие проходы находим. Но основная часть уже исследована. 
- Говорят, что возраст Ординской пещеры – более 10 тысяч лет. Что думают по этому поводу учёные?
- После наших совместных исследований, проведённых тестов, анализов грунта, который мы вытаскивали на поверхность вёдрами, учёные нескольких университетов, в том числе и американских, пришли к выводу, что и Ординской подводной пещере около полумиллиона лет. 
- А какова её протяжённость?
- Одна часть пещеры – артезианского происхождения. Потоки воды, поднимающиеся снизу, скорее всего и вымыли куполообразные пустоты. Другая часть – разломного характера. Она более молодая. В общей сложности поземные галереи тянутся на пять с лишним километров.        
Ординская пещера стала для нас базовой и тренировочной. Мы создали здесь условия для любителей пещерного дайвинга. 

Даёшь адреналин

- Круг ваших друзей ограничивается людьми, имеющими гидрокостюмы для погружения с аквалангом?
- Скажу так. Среди спелеодайверов друзья у меня есть. И есть друзья, не имеющие никакого отношения к моему увлечению. Внутри каждого из нас существует некий магнит, который притягивает или наоборот, отторгает ту или иную личность. Большую роль при этом играет  целый ряд определённых черт характера, условий жизни, занятий и т. п.
- Супруга, зная обо всех опасностях пещерных погружений, не бунтует против ваших командировок в неизведанное?
- Должно же быть у человека хобби. Кто-то летает на дельтапланах или прыгает с парашютом,  кто-то устраивает ночные гонки на автомобилях. Так что моё увлечение не самое рисковое. У нас в России, между прочим, гибнет столько водителей и пешеходов, что надо ещё подумать, где опаснее – под землёй или на дорогах. 
- Какими чертами должен обладать человек, решивший заняться спелеодайвингом?
- На первом месте – желание. Никакими коврижками человека не заманишь под воду, а тем более в глубины земли, если он всеми фибрами души противится этому. Во-вторых, нужна жёсткая самодисциплина и хорошая физическая форма. И, как ни банально это звучит, надо вести нормальный образ жизни. Кроме того, человек по натуре должен быть любопытным, точнее любознательным. И нужна определённая смелость. Некоторые люди занимаются спелеодайвингом ради адреналина. А его в подземных озёрах хватает. 

Справка

Не самый лучший гидрокостюм стоит около 10 тыс. руб. Регулятор воздуха – 8 тыс. Ласты – 2-3 тыс. Два баллона – 15 тыс. Итого: 35 тыс. руб.   

Досье

Андрей ГОРБУНОВ, 43 года. Окончил Новосибирскую академию физкультуры и спорта по специальности подводный спорт и факультет финансового менеджмента Пермского политехнического университета. Рекордсмен и чемпион мира по плаванию в ластах. Председатель федерации подводного плавания Пермского края. В федерации подводного спорта РФ возглавляет комиссию по спелеодайвингу. Женат, воспитывает дочку семи лет. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах