В начале 90-х он был подхвачен ветром перемен и сам с упоением надувал паруса либерально-демократического движения. Затем ненадолго увлёкся идеями межконфессионального сотрудничества, солидарности христиан и мусульман. Его «Зелёная Эйкумена» - ещё мерцала в медиапространстве, а сам Юшков уже встал под красные знамёна социал-демократии, чем похоже, изумил самих коммунистов.
В нулевые он в рядах экоанархистов боролся против сжигания в Перми твёрдотопливных ракет. Этот матч проигран, 56 «Скальпелей» в Закамске утилизировали.
- Но всё же «Тополя» потом пошли не к нам, а в подмосковный Красноармейск! – оппонирует Роман Авенирович. - Я думаю, не без нашего участия.
Пермские экологи не дали нефтяникам замять беду в деревне Павлово, отстояли от застройки Гайвинский бор, отменили генплан. Вот она - фишка, тут копать! Но Роман Юшков уже в новой лодке, и в днище бьётся новое опасное течение.
- Все прежние этапы, как говорят психологи, «в снятом виде» присутствуют во мне сегодняшнем. Стыдно лишь за то, что вместе с перестроечной оравой я разрушал Советский Союз. Я – русский националист. Надеюсь это моя конечная гавань.
Русский путь
Приват-доцент С-Петербургского университета Александр Германович Генкель ( прадед нашего гостя ! ) разговаривал дома исключительно по-немецки. Обстоятельство частной жизни не помешало ему участвовать в I мировой войне на стороне России, то есть буквально «за царя и отечество». Полковник санитарной службы Генкель не гнушался лично выносить с поля боя русских солдат, за что был награждён солдатским Георгиевским крестом. В 1916 году он принял предложение переехать в Пермь, где открывался первый на Урале университет. Не берусь судить, какой из поступков в большей мере свидетельствовал о русском патриотизме Александра Генкеля. К слову сказать, летом 1907 году на даче Генкелей в Финляндии жил Ленин с супругой. Писал статьи для будущего собрания сочинений. Патриотично ли было принимать у себя людей, не скрывавших намерения сокрушить государственные устои?
Наследственная дерзость, широта ли взглядов или эмоциональная неустойчивость влечёт потомка того самого Генкеля из одной – левой крайности в другую - правую, из академической среды в маргинальную тусовку, из лекционной аудитории в уличные пикеты?
- Меня родные неустанно спрашивают: «Зачем?»
- И что в ответ?
- Это очень русский путь. Достоевский прошёл от кружка Петрашевцев где он был крайне левым - планировал государя убить! – к почвенничеству, к махровому христианству, к соответствующему решению еврейского вопроса. И вот я нагло равняюсь на великих, - Роман не то, что бы шутит, но доля шутки в его словах определенно есть. – Моя прабабушка, жена Александра Германовича Генкеля, в девичестве – Анна Мокшеева. Это русский дворянский род. Отец её, Алексей Иванович Мокшеев был с Достоевским среди Петрашевцев и чудом не попал под этот замес с гражданской казнью. Так вот, он кончил тем, что стал убежденным монархистом, сделал военную карьеру и участвовал в расширении границ российской империи в Средней Азии: завоевывал Казахстан и даже руководил штурмом крепости Ак-Мечеть.
Не прошло и ста лет, как новый мятежный писатель назвал Среднюю Азию «российским подбрюшьем», а юный праправнук завоевателя встал, пусть даже ненадолго и по недоумию, но встал! - в ряды разрушителей империи.
За успех безнадёжного дела
Русская национальная идея не вписывается в номенклатуру идеологических трендов. Каждый, объявивший себя её приверженцем, рискует попасть под уголовную статью, не рассчитывая на так называемое сочувствие мирового сообщества.
- Вы встаёте на путь борьбы, не имея ни инструментов, ни рычагов, ни даже маломальской собственной полянки в правовом поле. У вас есть соратники, последователи?
- Есть несколько ребят. Я посоветовал им как –то оформиться, чтобы получить статус, который позволит хотя бы выступать от лица организации.
- Разве можно официально зарегистрировать националистическую ячейку?
- Есть, например, «Движение против нелегальной иммиграции». У них, в ДПНИ, правда, раскол был. Дробление, борьба за лидерство - вечная русская история. Некоторые из тех ребят принадлежали казачеству, но их «репрессировали». Атаманы по указанию «органов» очистили казачьи ряды от русских националистов.
- Ну, хоть что-нибудь удалось?
- Удалось организовать пикет с требованием привлечь к ответственности лиц, виновных в карагайских событиях, в частности милиционера-чеченца который избивал людей. Но это на столько жалкая сила… нас было человек десять.
- Роман, может быть Вы не националист, а правозащитник?
- Нет. Правозащитная концепция основана на полной универсальной ценности всех людей. Она признает их полное равенство, а наше коренное население не выдерживает никакой конкуренции с приезжими. Поэтому надо добиваться от власти защитных мер, экономических, правовых, культурных преференций для коренного населения, особенно в сельской местности. Надо понимать, что в условиях рынка, и особенно при нашем нынешнем диком базаре, марийские, коми-пермяцкие, русские крестьяне проиграют армянам и азербайджанцам, народами с многовековой торговой традицией и опытом адаптации к любой социальной среде. Это значит, что мы обязаны защищать своих, чтобы они окончательно не проиграли и не вымерли как мамонты.
Вирус пассионарности
Каких только гадов ни изучал Роман Юшков: ящериц, тритонов, змей. Научная специализация у него редкая – герпетолог. Диссертацию написал; в перспективе была кафедра, созданная дядей, представителем ещё одной научно-пассионарной линии клана Юшковых-Генкелей-Мокшеевых.
- Когда дорабатывал диссертацию, она была посвящена рептилиям и амфибиям Пермского края, стало скучно. И вслед за Пушкиным сказал себе : «В глубоком знании жизни нет. Я проклял знаний ложный свет». Захотелось практической деятельности по преобразованию мира.
Все ботанические сады посажены, заповедники созданы, кафедры заняты. Синергия мятежных генов ведёт их носителя на баррикады? Закономерность тут или досадный сбой программы?
- А что касается уличной активности, это - для молодых. Я уже, можно сказать, «наигрался», - признаётся Роман Юшков.
Два года назад ректор университета, стоящего на улице имени прадеда, попросил доцента Юшкова выйти за штат. Он вышел. Стал почасовиком. Преподаёт всё тот же любимый предмет: социальную экологию. За десять лет через его аудиторию прошло до тысячи, нет, пожалуй, даже больше студентов.
- Многих удалось заразить вирусом пассионарности?
- Нет. Это невозможно. Поделиться идеями, передать некоторую озабоченность - да, но жажду деятельности и потребность преобразования мира не передашь.
- Как же передаётся этот вирус?
- Боюсь, что только половым путем, при чём по восходящей, а не горизонтально. То есть не партнёру, а по наследству следующим поколениям.
Свободное творчество масс
Друг Мишка, тоже националист, хотел создать русский форпост на границах империи. Купил клочок земли в Краснодарском крае, построил дом, любимая женщина родила ему детей. Прошло несколько лет, и он понял, что не удержать рубежей. Русские не могут конкурировать с народами, наступающими с юга.
- Они продают и пропивают свою землю. Русские – нежизнеспособны, но я себя ни с чем иным не могу идентифицировать, - говорит Роман Юшков. – Я не адепт демократии, если бы я точно знал, что какая-то репрессивная система жесткого госконтроля нам поможет в борьбе с коррупцией и народным свинством, то я бы встал на сторону тирана.
- Зачем поддерживать тех, кто, как Вы точно знаете, проигрывает?
- «У нас нет шансов, но этот путь наш», как сказал Гребенщиков.
Казалось бы, разговор уже закончен. Роман неожиданно меняет тему:
- Я недавно понял, что производство и воспитание детей - это гораздо более высокий вид творчества, нежели все на свете книжки и статьи, стихи и уличные акции, и всё такое.
- Но подходить к производству детей как к творчеству может не каждый человек, а тот, что накопил в себе определенный потенциал через книги, статьи, уличные акции?
- Ну, не знаю.
- Представляете, как это делают где-нибудь в Гадюкино..?
- Абсолютно не творчески. Но дети получаются разные, в том числе очень хорошие.
Досье гостя
Роман Юшков - Родился в Перми в 1970 году. Мама- специалист по французской литературе, папа – инженер на заводе им. Свердлова. Закончил «пролетарскую» школу № 25, Пермский государственный университет и аспирантуру. Работал в ПГУ в качестве доцента кафедры биогеоценологии и охраны природы. В настоящее время – в Пермском региональном правозащитном центре. Эколог, общественный деятель, журналист, по некоторым оценкам – экстремист. Инициировал несколько крупных кампаний по защите общественных интересов, организовал десятки митингов, пикетов, демонстраций, общественных экологических экспертиз, судебных процессов против местной власти и крупного бизнеса. Привлекался к административной ответственности в виде штрафа и ареста. На граждён в Германии Радебойльской премией мужества. Семейное положение не афиширует.
Смотрите также:
- «Люди, любите свободу!» Переводчик Толкиена – о России, Украине и цензуре →
- Евгений Сапиро: «Средневзвешенный пермяк во многом схож с жителем США» →
- Михаил Сопин - поэт войны, чьи стихи были изданы в Чикаго →