Оба спортсмена – воспитанники Чусовской спортшколы олимпийского резерва «Огонек». Впереди – следующая зимняя Олимпиада в южнокорейском г. Пхенчане (февраль 2018 г.). Отметятся ли на ней чусовские спортсмены? Как сегодня готовят будущих олимпийцев в «Огоньке», которому, кстати, в этом году исполняется 60 лет?
На свой страх и риск
Основал школу Леонард Постников, выпускник факультета физвоспитания Пермского пединститута. Он приехал в Чусовой по распределению в 1954 г. И рискнул создать с нуля первую в стране спортивную детско-юношескую школу олимпийского резерва. С 1954 по 1994 гг. был ее директором и вместе с коллективом единомышленников воспитал множество великолепных спортсменов мирового класса. Среди них 80 мастеров спорта, в том числе пятеро – международного уровня. На сочинской Олимпиаде отличились саночники Альберт Демченко и Татьяна Иванова, которые также стартовали в профессиональный спорт с «Огонька».
А что же сейчас?
- В прошлом году мы начали сезон на три недели позже, – говорит Руслан Шарифуллин, тренер по фристайлу СДЮСШОР «Огонек». – На курортах «Такман» и в Губахе рядом с нами открыли трассы гораздо раньше, чем мы. Хотя понятно, что у них есть коммерческий интерес. Это сказалось на результатах выступлений спортсменов. Некоторым ребятам приходилось ездить на тренировки на зимние курорты (конечно, на соб-ственные средства), чтобы не потерять своевременность «вкатывания» в сезон. Это было их решение, их инициатива, в чем нет ничего предосудительного. Но ведь можно было открыть сезон вовремя.
Система аутсорсинга, которая действует у нас, на мой взгляд, только «качает» деньги. Ее эффективности мы пока не видим. К примеру, все сотрудники бухгалтерии живут в Перми. Они нанимают машину, водителя, чтобы каждый день ездить из Перми в «Огонек». По нашим сведениям, на это тратят примерно 300 тыс. руб. в год. Сколько же денег можно было сэкономить, если бы в бухгалтерии работали жители Чусового! Тем более в связи с непростой обстановкой на рынке труда в нашем городе. В то же время к пермской фирме, которая занимается оснежением, у нас нет никаких претензий: они в срок и качественно сдали трассу.
Еще у нас не работает спортзал. Он нужен круглогодично. Мы видели: в спортзале появилась какая-то комиссия, надеялись, что его оперативно отремонтируют. Но оказалось, он совсем не пригоден для тренировок. В ноябре его закрыли, не посоветовавшись с тренерским составом. На собрании директор сообщил, что возникли серьезные проблемы с фундаментом. Тогда мы попросили альтернативный вариант. И администрация нам его предоставила – арендовали зал в спортивно-оздоровительном комплексе. Правда недолго, всего две недели: аренда оказалась очень дорогой для школы.
С тех пор мы выпускали спортсменов на сложные прыжки на свой страх и риск. Ведь акробатические тренировки в спортзале позволяли создать ребятам максимально безопасные условия для прыжков с переворотами с трамплина.
Дальше некуда
Все тренеры, с которыми довелось побеседовать, сожалели о том, что Федеральный центр подготовки фристайлистов построили не в Чусовом, где уже много лет культивируется этот вид спорта и климатические условия более подходящие, а гораздо южнее, в Чайковском. Склон горы там несколько короче, чем в «Огоньке», хотя трасса выполнена по минимальным международным стандартам. Впрочем, сейчас нужно исходить из того, что есть. И тренеры стараются делать все от них зависящее – «с огоньком» и любовью к делу жизни.
Сразу после сочинской Олимпиады в «Огонек» приезжали Александр Смышляев и Регина Рахимова. Ребята с восхищением и трепетом подержали в руках медаль земляка, каждому из них олимпийский призер расписался на касках. Саша тогда сказал, что наш «Огонек» – лучшая спортшкола в России. Конечно, всех проблем ему не видно, у него уже другой уровень. Но нужно думать о будущем поколении спортсменов.
- Пришли рвачи и начали на «Огоньке» деньги зарабатывать, – с горечью говорит Руслан Шарифуллин. – Из клуба сделали какую-то кафешку, главный корпус сначала превратили в гостиницу, а потом и вовсе забросили. А ведь в главном корпусе у нас раньше была Аллея славы спортсменов. Помню, я любил бывать там. В этом красивом здании проводили интереснейшие мероприятия, встречи. Сначала все общее было – и спортшкола, и музей. А потом, когда сняли с директорства Леонарда Дмитриевича, их разделили. Сейчас все до того извратили, что дальше некуда. Потому что приходили и уходили временщики.
Озабоченность тренеров «Огонька» вполне понятна – ведь именно они лучше других знают, как готовить олимпийцев. Но, к сожалению, они не в силах, да и не обязаны, решить все накопившиеся в спортшколе проблемы. Важно, чтобы их тревожные голоса услышали в правительстве края. Пока не поздно. Пока еще есть время до следующей Белой олимпиады.
Комментарии
Может, не надо было так тратиться на эстафету Олимпийского огня? А эти деньги направить на массовый и детский спорт, на подготовку будущих олимпийцев – на их экипировку, зарплату тренеров. Доколе можно жить старым багажом и готовить будущих олимпийских чемпионов кустарно, надеясь на авось?! Чтобы у нас были мастера мирового класса по санному спорту, нужна современная санно-бобслейная трасса. Ее проект в стадии разработки. Но даже когда начнется строительство, наши дети не смогут тренироваться! Новая трасса пройдет и по месту, где стоит старая, ныне действующая. Значит, строительство должно идти быстро, чтобы не потерять талантливых саночников.
Мне обидно за состояние некоторых уникальных зданий, построенных еще в бытность моего отца, Леонарда Постникова. Главный корпус, который был некогда всеобщей гордостью, сейчас изуродован неумелым ремонтом и захламлен. Нет в «Огоньке» настоящего хозяина. Больно наблюдать такое запустение. А в коллективе спортшколы, думаю, есть достойные кандидаты-чусовляне, патриоты и хорошие хозяйственники, способные вывести школу на мировой уровень. «Варяги» приходят и уходят, а толку от них мало.
Считаю, что нынешний зимний сезон прошел в «Огоньке» неважно. Мы не увидели никакого улучшения санной трассы: она, как и прежде, готовилась безобразно.
Помню, я приехал перед Рождеством в «Огонек» поздравить Леонарда Постникова, но увидел вереницу машин перед закрытыми воротами. Оказалось, прокат не работал, на территорию желающих покататься не пускали. Выяснилось, что сотрудники (в основном пермские) в тот день отдыхали. Так люди и не смогли покататься на горных лыжах. О какой нормальной работе учреждения может идти речь, если директор появляется в нем время от времени? Общественность нашего города уже не первый год добивается, чтобы директором «Огонька» был назначен житель Чусового. У нас есть кандидаты на эту должность, специалисты с высшим физкультурным образованием, компетентные и неравнодушные к судьбе нашей спортшколы. Раньше у нас в праздники всегда проходило что-то интересное – соревнования, показательные выступления. Народ приезжал в «Огонек» толпами. Спортшкола жила полнокровно, была тесно связана с городом. А теперь горожане даже не знают о проведении крупных соревнований.
Мне довелось поработать на сочинской Олимпиаде – занимался судейством в соревнованиях по горным лыжам. Там воочию увидел, насколько наша система подготовки спортсменов несовершенна. Старую, эсэсэсэровскую систему подготовки мы утратили, а новую так и не создали. И пытаемся вновь вернуться к тому, что было, чтобы проанализировать ситуацию и двинуться вперед. При этом мы намного отстаем от своих зарубежных коллег.
Я еще застал годы, когда Леонард Дмитриевич был директором спортшколы. Видел уровень подготовки, отношение тренеров и руководства к спорту, к ученикам. Для сравнения: раньше в «Огоньке» занималось около семисот человек, сейчас – всего триста.
Работаю здесь уже 7 лет. За это время у нас сменились
3 директора, все они пермские. Андрей Бурматов, приезжая на работу из краевой столицы, плохо представлял себе, что такое школа «Огонек», какой задумал ее Постников. Он не знал наших традиций, истории, не мог понять, что значит для Чусового «Огонек». Конечно, к заслугам нынешнего директора можно отнести внедрение искусственного оснежения. Сделал он и освещение трасс, хотя до сих пор некоторые фонари освещают лес или небо, не настроены, как положено. Мы редко видели его. Невольно думаешь: а для чего нам в Чусовой ставят директоров из Перми, которые весьма далеки от спорта и смутно представляют, как управлять педколлективом?
Считаю, что в руководстве спортшколы «Огонек» сегодня работают дилетанты, которые не могут наладить нормальную деятельность учреждения. Вспомним начало сезона 2013-2014 гг. Наша спортшкола начала его последней в регионе.
Центр фристайла в Чайковском практически пустует. Можно было бы открыть отделение фристайла при Чайковском государственном институте физической культуры. Тогда центр заработает в полную силу. Мы со своими спортсменами, входящими в сборную Пермского края, ездили на сборы в Чайковский. Спортзал у них хороший, но не используется. Нам же туда ездить слишком далеко и затратно.
Я предлагал главе города проводить занятия с детьми младшего возраста по зимним видам спорта в черте города, необязательно вывозить их в «Огонек». Сейчас в Чусовом нет такого зала, в нем должно быть минимум четыре батута. Причем начинать тренировать надо с дошкольного возраста. Для этого построить бы специальный акробатический спортзал и рядом с ним – небольшую горку. Окрепших, готовых к более сложным тренировкам детей можно отбирать и направлять в «Огонек».
Думаю, на базе спортшколы можно было развивать новые дисциплины фристайла (слоп-стайл и др.), а также сноуборд. И для этого поставить вопрос о выделении дополнительных ставок для тренеров. Сноуборд в России развивается пока в достаточно слабо конкурентной среде, поэтому перспективен: мы можем успеть подготовить спортсменов к следующим зимним Олимпийским играм. Пока же только спортшколы Красноярска и Шерегеша (Кемеровская обл.) готовят сноубордистов.
Смотрите также:
- Тренер думает, как заработать на спортзал: молодым легкоатлетам в Перми скоро негде будет тренироваться →
- Нет пророка в Отечестве? Сергей Лазаренко: «Канадцы молятся на Смышляева» →
- «Дать больше, чем можешь». Тренер Рахимовой о том, как воспитать звезду →