Реформа ЖКХ завершена

   
   

К сенсационным выводам пришли пермские социологи, скрупулёзно изучившие взаимоотношения между населением и предпринимателями, предоставляющими услуги ЖКХ. Конфликтность, в основе которой лежат объективные причины, специально системно подогревается извне.

Нам навязывают представление об управляющем, будь то профессиональная компания или ТСЖ, как о жулике и нечистом на руку дельце. Пропаганда негативного стереотипа  усиливается по мере освобождения рынка услуг ЖКХ от регулирования. Созданный накануне выборов «Народный фронт» официально объявил управляющие компании врагом номер один, поставив во главу приоритетов борьбу с проблемами ЖКХ.  

Немного лжи

По мнению Андрея Жукова, президента Пермского фонда содействия ТСЖ, тенденция опасная.

- Рынок услуг ЖКХ формируется в большей степени вовсе не управляющими компаниями, а поставщиками ресурсов. Не имея воли или возможности сдерживать рост цен в этой сфере, власть перекладывает ответственность на малый и средний бизнес, недавно пришедший в отрасль и переживающий период становления со всеми сопутствующими сложностями.

Есть объективные причины конфликта между бизнесом и населением, получающим услуги ЖКХ. Рост тарифов вызывает социальную напряжённость, которая концентрируется в точке контакта человека и УК. Задирает цены монополист, претензии получает коммунальщик, не имеющий к этому никакого отношения. Износ жилого фонда - также объективное обстоятельство. Основная масса населения живёт в домах, построенных при социализме. Доля жилого фонда, выработавшего свой ресурс, увеличивается. Необходимость вкладывать средства в ремонт по меньшей мере раздражает. Часто люди просто не имеют на это средств.

Бесконечные, порой взрывоопасные изменения нормативной базы дезориентируют потребителей услуг ЖКХ, и это добавляет негатива в их отношения с бизнесом по управлению многоквартирными домами.

Ситуация усугубляется тем, что люди утратили доверие и к судам, и к различным консультантам, поскольку рекомендации в большинстве случаев не срабатывают. Для урегулирования отношений приходится проходить долгий, порой непосильный путь.

- Качество услуг управления растёт, - утверждает Андрей Жуков. - Параллельно растёт износ жилищного фонда. Негативная тенденция не позволяет оценить, ощутить позитивную. На этом фоне человек легко поддаётся внушению и верит, что УК и есть его враг №1.

Открой глаза

При всей кажущейся свободе рынка коммунальных услуг остаются регуляторы, делающие его притворным. Каждый знает, что при любой задолженности клиента коммунальщик не имеет права отключить в квартире тепло, воду и канализацию. То есть платить надо, но можно и не платить. Государство таким образом как бы извиняется за непомерные тарифы, но при этом опять же переводит стрелки с монополиста на управляющего, который обязан выколачивать задолженность из нерадивого или несостоятельного клиента.

Долгая дорога

Леонид Зуев, международный эксперт по вопросам самоуправления, утверждает, что корень беды - в непонимании смысла собственности. Приватизировав квартиру, изначально наш человек не понимал, не знал и до сих пор он не хочет признать за собой ответственность по управлению этой собственностью.

- Его не предупредили об общедолевом имуществе, о земле, эти законы вышли позже, - говорит Леонид Зуев. - Культура управления многоквартирным домом только формируется. Ключевая ценность - умение принимать решения и нести за них ответственность - ещё не осознана.

Среди членов ТСЖ 60% уверены, что капремонт - не их забота. Эту точку зрения разделяют 94% собственников квартир в домах под управлением УК.

Пожалуй, впервые дан точный ответ на вопрос «Что делать?» Необходимо посредничество в разрешении коммунальных конфликтов. Война населения против УК отвлечёт внимание от истинных причин, разрушающих коммунальную сферу, но результата не даст. Институт независимых посредников (медиаторов) уже создаётся при аппарате уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Специалисты есть. Второе - систематическое обучение людей навыкам ответственного отношения к собственности.

Смотрите также: