325

Вперед, в прошлое! Как раскачивают коммунальную лодку в Чайковском

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Прикамье 12/05/2015
Коммунальщики требуют от властей работы и стабильности.
Коммунальщики требуют от властей работы и стабильности. / Никита Князев / АиФ

Скандальная отставка состоялась якобы за долги управляющих компаний перед тепловиками.

Однако молва утверждает, что задолженность, распространенная повсеместно, была только поводом. И как раз потребовалось обкатать технологию, позволяющую избавляться от неугодных мэров. Вот и поставили опыт на городе Чайковском.

Год 2009-й. Мэра отстранили от должности, суды проиграны. Фото: АиФ/ Никита Князев

«Поломать» или «нахлобучить»

Случайно (или так было задумано), в управлении многоквартирными домами сразу грянул передел. Местная администрация раздробила рынок ЖКХ на свой лад, и конкуренция между искусственно насажденными «управляйками» приобрела криминально-гротескные формы. Персонал компаний трясся в ожидании визита новоявленных коллег по бизнесу, вышибающих офисные двери дружественной ногой. Упорствующих оппонентов заказывали бандитам, выбирая опцию между «поломать» и «нахлобучить». Услуги наемников оформляли по договорам подряда, вроде как за проведение собраний с жителями. Горели офисные помещения конкурентов, полыхали контейнеры для мусора, расставленные по дворам. В ход пошли технологии финансовой нейтрализации противников. Наиболее креативные наловчились выслеживать разносчиков чужих квитанций и извлекать жировки из почтовых ящиков граждан, используя оригинальные приспособления.

Город впал в жесткий жилищно-коммунальный кризис. Управляющими организациями в одном и том же доме объявляли себя две-три-четыре фирмы одновременно. Люди получали от 2 до 4 платежек от разных издателей. Уплатившие по «неправильным» квитанциям обивали пороги судов и офисов в надежде вернуть деньги, отданные не тому. Строптивцы подвергались прессингу со стороны крепких парней. Кто-то от греха подальше платил по всем счетам.

Жильцы многоэтажек разделились на лагеря. Соседи и даже родственники перессорились друг с другом в зависимости от симпатий к той или иной УК. Многие вовсе перестали рассчитываться за жилищно-коммунальные услуги. Коллективы управляющих организаций, боясь прекратить обслуживание домов и потерять рабочие места, прозябали на нищенской зарплате или вовсе без таковой. Ремонт домов ограничивался символическими работами. Трубопроводы в подвалах догнивали. Состояние труб в квартирах было схожим. Хомуты по 5-6 в ряд превратились практически в единственный вид сантехнической помощи, аварийность зашкаливала. Коммунальщики требовали от властей стабильности.

Система ЖКХ порой нескладно, но становилась на новые рельсы. Конкуренты дышали друг другу в затылок: подпись каждого собственника под договором управления многоквартирным домом надо заслужить. Постепенно новые компании приучились считаться с жителями, планировать вместе с ними бюджеты многоквартирных домов, отчитываться за сделанное.

Закрылись пункты приема платежей, организованные когда-то в каждой подворотне. Город начал работать через специализированные расчетные центры «КРЦ-Прикамье» и «Пермэнергосбыт». Такой порядок в Чайковском распространился на большинство населения, имеющее договоры с управляющими компаниями. Исключение составила только УК «Теплотекс» с ее тремя собственными расчетными центрами и кассы ТСЖ.

Отдельной страницей в истории города с митинговыми страстями и обвинениями властей во всех тяжких стала оплата электроэнергии по местам общего пользования, так называемым МОП. Жителям начисляли объемы по МОП даже больше, чем расходовали квартиры с полным набором современной бытовой техники. Сказать, что народ роптал из-за грабительских сумм, – не сказать ничего! Некоторые организации, как, например, Чайковская управляющая компания, проводили внутренний аудит и поквартирные сверки. В итоге общедомовые начисления за электричество и размер платежей по МОП удалось поставить под контроль старших по домам, суммы в платежках снизились до приемлемых значений.

На митинге против коммунального передела собралось много жителей. Фото: АиФ/ Никита Князев

Пузырь лопнул

Тем временем надувался новый пузырь. Новые управляющие компания столкнулись с проблемами своих предшественниц, обрастая долгами перед поставщиками ресурсов с самого начала. Расчетные методики поставщиков, требующих от УК оплаты за коммунальные ресурсы, были ориентированы на нормативы и позволяли поставщикам вкладывать в объемы потребления все свои потери. Сами же управляющие компании, подчиняясь закону, выставляли жителям счета-квитанции по индивидуальным приборам учета, хотя оплата по нормативам всегда больше. Возникала разница в балансах как по объемам потребления, так и в рублях. Разбалансы оставались общей проблемой на протяжении 2009-2012 гг., и разница в пользу ресурсоснабжающих организаций накапливалась. Плюс недосборы – долги населения: даже при наилучшем раскладе собираемость платежей ниже 100-процентной оплаты на 6-8 пунктов. С 2013 г. начали устанавливать общедомовые приборы учета, давление норматива на расчеты ослабло. Однако такой мощный фактор в формировании задолженности УК перед поставщиками, как недосборы по квартплате, остался.

«Управляющая компания буквально отстаивала использование денег населения за содержание и ремонт домов по прямому назначению. В первую очередь – на ремонт крыш и ветхих коммуникаций, – вспоминает Сергей Борцов, первый генеральный директор Чайковской УК. – Средства, полученные за тепло и воду, полностью направляли поставщикам этих ресурсов – ООО «ИнвестСпецПром» и МУП «Водоканал». Однако закрыть обязательства в полном объеме из-за должников и разбалансов невозможно. Компания искала компромиссы с тепловиками путем сверок, мировых соглашений об уступке прав требований и договоров цессии. Но все равно долги перед ресурсоснабжающими организациями нарастали. Пузырь все увеличивался и наконец лопнул. Из-за долгов перед поставщиками в Чайковском обанкротились основные управляющие компании, возникшие в кризис 2009 г. Все, кроме одной: УК «Теплотекс».

А того ли ты воспел?

Сейчас, возбуждая волну вновь нарастающего кризиса, руководству «Теплотекса» приписывают выдающиеся способности. Однако специалисты ЖКХ по-иному видят технологию успеха:

«Возможно, весь секрет в том, что жители домов в управлении «Теплотекса» получают услуг меньше, чем должны. Потому что их деньгами попросту закрывают дыры за коммунальные ресурсы, лишь бы не ссориться, не судиться с поставщиками, – говорит Наталья Холмогорова, директор УК «ЖЭУ» в 2011-2014 гг. – Как любая УК, «Теплотекс» сталкивается с проблемой недосборов. У компании есть злостные должники, на совести которых и по 76 тыс. руб., и по 106 тыс. руб., и по 124 тыс. руб. за квартиру. С января этого года городской суд рассмотрел около 20 исков «Теплотекса» к злостным неплательщикам по взысканию задолженности, которая тянется с 2012-2013 гг. А есть еще текущие долги. Эту компанию систематически проверяют по жалобам жителей Роспотребнадзор и региональная Инспекция госжилнадзора. Они привлекали ее к административной ответственности 25 раз, штрафы составляют 20-40 тыс. руб. Так что в финансах управляющей компании должна быть постоянная прореха. Но, имея долги жителей и денежные санкции, она расплачивается с поставщиками. Сколько раз на совещаниях в администрации, когда нам ставили в пример отношения «Теплотекса» с поставщиками ресурсов, коллеги просили директора этой компании поделиться опытом, но та лишь отшучивалась».

Стаж работы Натальи Холмогоровой в отрасли – 25 лет. И поэтому она знает обо всем не понаслышке.

«Недостающие средства берутся только из одного источника – со статьи «Содержание и ремонт», ведь иных доходов УК не имеет, – рассуждает она. – В прибыль самого «Теплотекса» и кредиты поверить трудно. Неужели деньги отрывают от ремонта подъездов и крыш, от содержания сетей холодного и горячего водоснабжения, канализации? Жителей никто не спрашивает, согласны ли они жертвовать часть своих денег на усмотрение руководства компании. Вот и все чудо, объясняющее образцовую работу одних. А другие достукались-таки до финансовой несостоятельности, накопив многомиллионные долги».

Хаос системы: очередь в расчетный центр. Фото: АиФ/ Никита Князев

Любовь паука к мухе

Зато чайковский экс-мэр, спустя 5 лет после скандальной отставки, совершил новое восхождение. Восстанавливая справедливость, в феврале прошлого года избиратели отдали Вострикову большинство голосов на выборах главы Чайковского муниципального района. К сожалению, сфера ЖКХ меньше всего выиграла от этой победы. До последней черты дошли отношения компаний УК «Чайковская», «Сайгатская», «УК ЖЭУ», «Тепловодомер» с поставщиком-монополистом МУП «Водоканал», хозяин которого – администрация района.

«Очень трудно идет директор водоканала на переговоры. Любит, образно выражаясь, чтобы было «все сразу, здесь и сейчас», – говорит Александр Бердников, генеральный директор УК «Чайковская». – Другой наш поставщик, ООО «ИнвестСпецПром», не менее требователен к платежной дисциплине. Но он гибче, вникает в обстоятельства, готов к диалогу, рассматривает альтернативные способы в погашении задолженности, адекватно ведет себя на рынке. Трудно представить, например, чтобы энергетики вышли на путь открытой конфронтации, когда получают от управляющих организаций все средства, собранные от населения».

Свой вывод о конфронтации Александр Васильевич делает, подразумевая конкретную обстановку. Добиваясь своего, Сергей Карачинский, директор водоканала, депутат Земского собрания Чайковского муниципального района, не отличается учтивостью и заботой о других. И с управляющими компаниями, и с жителями тоже. К сожалению, складывается впечатление, что глава муниципального района поддался представлениям своего подчиненного о способах решения проблем.

27 июня 2014 г. Юрий Востриков собрал совещание под протокол с участием заинтересованных сторон, «чтобы утрясти все эти взаиморасчеты и взаимоотношения с водоканалом». По итогам совещания  из единой квитанции «КРЦ-Прикамье» были исключены платежи за водоснабжение и водоотведение, жители начали платить МУП «Водоканал» через агента – «Пермэнергосбыт».

Управляющим компаниям пришлось подстроиться под новую схему работы, поступиться комплексной услугой по сбору жилищно-коммунальных платежей, вызвать на себя огонь критики со стороны жителей, от советов домов. Кто, спрашивается, станет спорить в судах с завышенными аппетитами поставщика, хватать за руку, если он начнет решать свои проблемы путем завышения ОДН, когда управляющую компанию отодвигают от расчетов за воду и стоки?

В энергосбыте отсутствует работа с индивидуальными приборами учета ХВС, которыми всегда занималась управляющая компания. Как быть сейчас – тоже непонятно. Закончилось тем, что председателей домовых советов упросили-заставили напрямую сотрудничать с дополнительным расчетным центром, самих собирать показания со всего дома, предоставлять данные в энергосбыт, выстаивать там очереди, проверять правильность начислений. Контрольную функцию по квартирным счетчикам ХВС оставила за собой управляющая компания, чтоб не ломать отлаженную систему.

Крушение декораций

Управляющие компании проводили в домах разъяснительные собрания, работали с жителями через советы домов и СМИ. Постепенно люди перестали шарахаться от квитанций на оплату электроэнергии с «непрофильной» строкой «ХВС и водоотведение», начали вовремя платить по обеим квитанциям, помогли энергосбыту привести в порядок информационную базу по квартирам. Итак, управляющие компании пошли на компромисс под лозунгом «Передадим энергосбыту услуги водоканала на прямые начисления и сборы!». Думали, что предлагается антикризисная мера. Вполне возможно, что никакого интереса улучшать отношения между поставщиком и управляющими организациями, перенаправляя финансовые потоки, власть не имела. Как были «управляйки» недобросовестными в устах чиновников, так недобросовестными и остались.

И все же основания для недовольства, слабое звено в управляющих компаниях действительно есть. Слабое звено, считают практические управленцы, несут в себе действующие законы. Что следует урегулировать в законодательстве, чтобы управляющие компании с первого же дня своего существования не были обречены на банкротство?

«Надо исключить из федерального законодательства понятие «надлежащий исполнитель коммунальной услуги», – уверена Светлана Комар, новый директор УК ЖЭУ. – Оно обязывает управляющую организацию закупать ресурс у поставщика оптом, после чего реализовывать населению в розницу. Все риски в так называемой розничной торговле, предъявляя объемы потребления жителям, несет управляющая компания. При этом она не имеет никакой выгоды. Опт всегда бывает дешевле, чем розница. Любой, кто покупает оптом и продает поштучно, имеет свое право сделать наценку. Решения возможны разные. Устанавливайте оптовые цены заведомо ниже розничных, платите управляющим компаниям за участие в цепочке по реализации коммунальных услуг, исключайте вообще эту ответственность УК, но меняйте ситуацию! Органы местного самоуправления, имея право законодательной инициативы, не должны стоять в стороне от решения этой проблемы, если хотят устойчивого развития сферы ЖКХ на своих территориях».

Сегодня в Чайковском налицо активность администрации совсем иного свойства – она сосредоточена на обвинении управляющих компаний во всех грехах. Да, система далека от идеальной. Ее еще улучшать и улучшать. Только вот способы бывают разные. Можно определять системные изъяны, анализировать их, формулировать и продвигать законодательные инициативы, применяя свои полномочия. Можно, напротив, пользуясь сыростью новых правил, продвигать бизнес-интересы определенной УК. Ни тебе диагностики системных проблем, ни анализа, ни путей решения. Знай себе круши порядок, который с нуля отлаживался годами, помогай ближнему своему.

В Чайковском о святой обязанности муниципалитетов создавать конкурентную среду на рынке ЖКХ, похоже, мало кто помнит. Депутат Земского собрания вместе с представителем заинтересованной управляющей организации на пару уговаривают жителей уходить от действующих компаний. Всячески продвигают единственную в Чайковском «успешную» управляющую компанию. Эту организацию, невзирая на обилие жалоб по обслуживанию и странности с финансовыми потоками, славят как «эталон работы УК», ориентируясь на отсутствие долгов перед поставщиком. Вопрос о том, какой ценой это достигнуто и как работает «Теплотекс» на своем жилфонде, народных избранников волнует мало.

Разделиться и забыться

В итоге четыре многоквартирных дома в Чайковском выбрали компанию, на которую указали. Упала собираемость платежей, а на носу, между прочим, подготовка к следующему отопительному сезону – мероприятие ответственное и затратное. В городе началась «листовочная война».

Смуты в настроения добавили авторы новой системы по сбору муповских платежей. Листовки с подписью «Администрация МУП «Водоканал», разнесенные по всем почтовым ящикам, утверждают, что водоканал не получает денежных средств за поставленный ресурс. Люди в смятении: зачем тогда отстранялись управляющие компании от сбора денег, доверяя сбор платежей только своему агенту. Надо ли вообще нести в энергосбыт платежи за услуги водоканала, вдруг они вправду уплывают невесть куда? Кое-кто из чайковцев получил платежки с начислением общедомовых нужд ХВС в таких объемах, будто дом превращен в городской бассейн. Видя возвращение беспредела на рынке ЖКХ, местные управляющие компании, которым Лицензионная комиссия Пермского края отказала в выдаче разрешений на обслуживание многоквартирных домов, тоже пошли по головам.

Набор знакомых симптомов заставляет думать, что это новое начало (а может быть, уже и не начало) большого пути, исходная точка которого – включенный в конкурентную борьбу административный ресурс. На устранение его вредоносных последствий в управлении многоквартирными домами однажды ушли долгие годы.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах